В Челябинске во второй раз проходит Международный фестиваль «Хоровые ассамблеи». Форум открылся 7 октября концертом знаменитой Петербургской хоровой капеллы под руководством Александра Чернушенко.
Традицию проведения ассамблей поддерживают во многих российских городах – Санкт-Петербурге, Москве, Хабаровске, Белгороде, Ханты-Мансийске. Все они проходят в рамках филармонических сезонов, призванных создать единое культурное пространство. Лучшие российские творческие коллективы и исполнители привозят на фестивали свои новые программы.
Об особенностях челябинских ассамблей, о сегодняшней хоровой культуре, о том, чем живет Камерный хор имени Валерия Михальченко агентству Mega-U.ru рассказала руководитель и главный дирижер коллектива Ольга Селезнева.
— Ольга Петровна, мы с вами сейчас беседуем в хоровом классе органного зала «Родина». Пользуясь случаем, хочу спросить, как вы оцениваете акустику в зале?
– Акустика хорошая, но не всякое хоровое сочинение звучит в этом зале идеально. Здесь все делалось для органа, акустика в большей степени выстраивалась под него. Поэтому нужно подстраиваться. Духовные сочинения при полном зале звучат божественно, а вот какие-то темповые вещи, быстрые здесь слушаются гулко. Иногда даже приходится что-то медленнее исполнять либо вообще менять площадку. Поэтому мы сейчас программы формируем в зависимости от зала: что-то поем в органном, а если знаем, что вещь там не зазвучит, исполняем в зале имени С. С. Прокофьева.
Концерт в органном зале «Родина»
– Как сегодня вообще в Челябинской области обстоят дела с хоровой культурой? В советские времена на каждом предприятии, в каждой школе были хоры – хоть и самодеятельные, но очень достойного уровня.
– Сейчас мы пытаемся к этому вернуться. Два года назад возродили Хоровое общество. Но пока, к сожалению, многие вопросы остаются на уровне разговоров и единичных инициатив. Потому что прежде всего нужно продумать источник финансирования. Рассчитывать на то, что люди сами запоют или сбегутся на клич «А давайте….» не стоит, это уже не проходит. Нужна база – где собираться, где петь, нужен руководитель. Люди, которые любят и хотят петь, есть, но нужен организатор с понятной зарплатой. Если появится такой человек, которому это нужно, то он и людей соберет, и финансирование найдет, и все закрутится. А пока профессиональных коллективов в области два – наш Камерный хор и Магнитогорская хоровая капелла. Есть учебные хоровые коллективы – института музыки, института культуры… Вокальные ансамбли существуют при учебных заведениях, из них потом вырастают наши певцы. Хор оперного театра. Наконец, церковные хоры – в Свято-Троицком храме, Свято-Симеоновском соборе.
– Как вы оцениваете уровень церковных хоров?
– Так в церкви очень многие наши артисты и поют! Поэтому могу заверить, это абсолютные профессионалы. И так, кстати, было всегда. Во все времена профессиональные певцы, в том числе большие оперные, пели в церковных хорах.
– Совсем недавно Камерный хор принял участие в Днях духовной музыки в Кыштыме. Концерт состоялся в церкви, что вообще-то не очень принято в наших православных храмах.
– Это мероприятие было организовано с подачи губернатора. Во время поездки в Кыштым Борис Александрович Дубровский оценил красоту и величие Христорождественского храма. Однако отдельные помещения – фасад, второй этаж – остро нуждаются в ремонте. Вот и возникла идея благотворительного концерта, чтобы привлечь внимание, прежде всего, состоятельных людей, к проблеме реставрации старинного храма.
– По вашим ощущениям, как в храме поется?
– Перед концертом в новом зале, как правило, требуется предварительная акустическая репетиция. Но храмы ведь изначально строились так, чтобы голос летел. В церкви все происходит настолько естественно, что не нужно задумываться ни о чем, звук льется из души. В Кыштыме мы построили программу своего концерта так, чтобы она была интересна и понятна всем, кто придет слушать. В первый день под сводами храма собрались люди разные, и в том числе светские, невоцерковленные. Это уже во второй день приходили именно на духовную музыку.
Сольный концерт в Берлине (Концертхаус)
– Но вы не только духовную музыку поете? Вижу в афише Чайковского, Бородина…
– Мы поем очень разноплановые программы. Но, кстати, у Чайковского тоже есть духовные сочинения, но они больше концертного плана. В церквях, на службах ни Чайковского, ни Рахманинова вы не услышите. Потому что церковь предполагает молитвенность, простоту распевов, то, что называют, обиход. Ничто не должно отвлекать от молитвы. А вот когда мы бываем с концертами в Европе, то там принято приходить в церкви не только на богослужение, но и на концерты. В Германии, в Берлине, у нас было три сольных концерта, два из них – в церквях.
– Как встречают вас европейские столицы?
– После концерта зарубежные коллеги нам говорят, что так прочувствованно духовную музыку умеют петь только русские. Духовная музыка — это наш конек.
– Часто доводится бывать за границей?
– Раз в год. В этом декабре планируем поехать в Чехию. Там нас ждет три сольных концерта, один в пригородном Таборе и два – в Праге, в известном зале Дворца Жофин. Кстати, в Германии тоже был незабываемый зал, очень известный – Концерт-хаус. Сцена – это нечто! Мы увидели, как у них там все движется, поворачивается, регулируется… Сколько вам надо ступенек? Какой высоты? Как они должны быть расположены? И все это делает один человек нажатием кнопок на пульте управления. Мы были в восторге!
В прошлом году побывали в Польше, участвовали в фестивале-конкурсе. Тоже интересное мероприятие. Мы получили первое место в номинации «Профессиональный коллектив». Обязательным условием было исполнение сочинения польского композитора Твардовского. Он лично был устроителем этого фестиваля. По случаю его юбилея всем коллективам-участникам разослали по одному его произведению с просьбой выучить и сделать музыкальное преподношение сочинителю. Музыка потрясающая! Возможность исполнить произведение перед автором — это всегда приятно и сверхответственно. В заключении концерта мы получили в дар ноты еще 20-ти партитур для хора из рук самого пана Твардовского. Некоторые из них еще не исполнялись.
Фестиваль-конкурс в Польше
– Где вы достаете ноты новых, интересных для исполнения хоровых сочинений?
– По-разному. Иногда обмениваемся с другими коллективами, бывает, в интернете находишь интересные сочинения. Не так давно у Адика Аскаровича Абдурахманова появилась возможность получить из Сиднея ноты мессы мира «Вооруженный человек», автор – ныне живущий британский композитор Карл Дженкинс. Это антивоенное сочинение, одно из наиболее популярных сегодня, оно исполняется во всем мире, и мы имели удовольствие прикоснуться к этой музыке: 12 сентября мы открыли концертный сезон этим сочинением совместно с оркестром Адика Абдурахманова «Классика».
– Есть ли еще какие-то совместные проекты?
– В апреле состоялась премьера новой программы с духовым оркестром Игоря Алексеевича Ежова, он, кстати, всегда с удовольствием откликается на все новое. Прозвучала Месса Брукнера. Сочетание хора и духового оркестра необычное, а музыка очень красивая. В последние годы у нас много новинок в репертуаре – от духовной и классической музыки до произведений современных зарубежных композиторов. Стараемся делать программы не только интересными, но и разнообразными, для разных слушателей. Не так давно мы обратились к музыкальной истории советского кино. Пришла такая идея: взять любимые песни из фильмов – какие-то в переложении для хора были готовые, какие-то сделал Владимир Григорьевич Ошеров, худрук филармонии. Основной объем работы по переложению взял на себя солист нашего хора и солист оперного театра Юрий Никитин. Получилась очень интересная программа. Она у нас идет нон-стопом, без ведущего, с видеорядом. Что-то звучит а-капелла, что-то с фортепианным сопровождением. У нас очень хорошие профессиональные концертмейстеры – Олег Павлович и Лариса Львовна Яновские.
– Можете похвастаться уникальными голосами?
– Как говорил Валерий Васильевич Михальченко, Камерный хор – это хор солистов. У нас 40 артистов – 20 мужских и 20 женских голосов, и каждый сам по себе единица очень важная, исключительная. Каждый у нас на вес золота еще и потому, что, если в больших хорах стоит 20 сопрано, то у нас, в камерном, их всего 9, один выпал, и всё — добиться звукового баланса очень трудно. А слитность звучания, ансамблевость — это главное в хоре. На днях был концерт, посвященный памяти Валерия Васильевича, а тут эпидемия. Кто-то был нездоров, кто-то вообще на больничном, но, надо отдать должное нашим артистам, все пришли на концерт и пели. Чувствуется школа Михальченко: «Если вас нет на репетиции, значит вы умерли. Все остальное – не причина».
– Расскажите об артистах, о хоре. Как людям с такой профессией живется?
– Хор существует уже 42 года. Четверо наших артистов поют в хоре с самого основания коллектива. Начинали учиться еще у Валерия Васильевича в музыкальном училище, потом пели с ним в образованном коллективе. Хор ведь сначала был любительский, это потом он перерос в профессиональный. Такие люди - гордость коллектива, они – наша история. Вообще, все артисты не только профессионалы своего дела, но и люди, которые искренне любят то, чем они занимаются. Для многих работа в хоровом коллективе – это жизнь. Сейчас много молодых людей к нам обращается, молодежь хочет петь в хоре. И это радует, сцена требует молодых и красивых. Но я должна сказать, что в принципе, невзирая на то, что живется нашим людям нелегко – зарплаты невысокие, нагрузки большие, все они очень хорошо выглядят, значительно моложе своих ровесников. Возможно, профессия накладывает отпечаток. Ну и потом пение – это активность артикуляционного и дыхательного аппарата, своего рода гимнастика для лица…
– Несколько слов о планах…
– Ближайшие дни – это хоровые ассамблеи. В прошлом году прошли первые, в этом, с 7 по 12 октября проходят вторые. Приехал старейший певческий коллектив страны – Петербургская хоровая капелла, выступил пермский хор, два мужских хора - из Москвы и из Тамбова, наша Магнитогорская капелла покажет Реквием Моцарта, а мы завершим международный фестиваль программой «Хоры из русских опер».
Тут же следом открывается еще один фестиваль, он идет весь октябрь. Фестиваль посвящается Сергею Прокофьеву, юбилей которого в этом году отмечает вся музыкальная общественность. Все артисты филармонии представят программы-посвящения великому композитору. Наш хор исполнит кантату «Александр Невский». Приходите обязательно!