Комико-фантастические «Черевички» Чайковский называл своей лучшей оперой. Потомки нашли ее несмешной и громоздкой, что вряд ли справедливо. По форме это grand opèra — с большими ансамблями и хорами, симфоническими антрактами и обязательным балетом в предпоследнем акте. Композитор не стремится никого рассмешить, главными для него, как и в других операх, остаются лирика и патетика, — но комическое неожиданно проявляется и мерцает на стыках между ними.
В Урал Опере «Черевички» не исполнялись больше 70 лет. Новая постановка, адресованная зрителям всех возрастов, — оперный дебют режиссера Бориса Павловича. Он увидел Диканьку как далекую окраину империи, где царит вечная ночь. Чтобы наступило утро и закончился холод, кузнецу и художнику Вакуле нужно пройти испытание и отправиться в пекло, откуда в Диканьку явился Бес. Где находится это пекло, петербуржец Павлович знает так же твердо, как Чайковский и Гоголь.
По слову режиссера, музыка Чайковского «несет в себе то ценное, что не нужно редактировать, а только заново услышать. Визуальный код обновляется быстрее, чем аудиальный, музыка больше оторвана от бытового контекста. Поэтому декорации и костюмы нашего спектакля — то, что делают сегодняшние люди».