Обычно говорят, что театр начинается с вешалки, однако, изучив историю этого искусства в столице Приангарья, понимаешь, что самый крепкий фундамент для него – энтузиазм людей и тяга к прекрасному, даже в очень далёкой сибирской глуши, каковой Иркутск был в XVIII веке.
Чтобы все желающие могли узнать, откуда пошёл иркутский театр, областной краеведческий музей разработал новый пешеходный экскурсионный маршрут.
Автор экскурсии – завсектором отдела истории музея Александр Коршунов, провёл по нему корреспондента «АиФ в ВС» и рассказал, как с развитием театра в Иркутске связаны пожары, купцы и «Синяя блуза».
Подмостки на общественных началах
Когда в самом конце XVIII века путешественник Иоганн Сиверс приехал из Петербурга в Иркутск, он был так удивлён, встретив в городе театр (в котором к тому же неплохо играли, да ещё и с музыкой), что даже написал об этом в своих мемуарах. Театр, правда, в городе тогда был не профессиональный, а самодеятельный и развивался на чистом энтузиазме жителей. Продвигали его, как ни странно, чиновники: многие из них приезжали в Сибирь из Санкт-Петербурга и других городов на службу, чтобы заработать себе здесь имя, построить карьеру и с этими достижениями вернуться обратно. Переезжая в Иркутск, они хотели взять с собой тот образ жизни, который вели на западе страны, поэтому и заводили театры.
К примеру, учреждение, поразившее Сиверса, предположительно, открыл чиновник Василий Троепольский, у которого ещё и супруга была не лишена драматического дарования. Их театр находился на нынешней улице Ленина (тогда она называлась Заморской), примерно там, где сейчас расположено здание авиационного техникума.
Надо сказать, что служивые люди не только сами устраивали подмостки, но и поддерживали те сцены, которые уже работали в городе. Традицию такого «спонсорства» зародил один из первых военных губернаторов Иркутска Борис Леццано, который сам увлекался театром.
Человеком он был очень интересным. Например, как-то явился ко двору Павла I со старой шпагой. Император, увидев это, сделал ему выговор, мол, он пришёл, одетый не по форме. На что Леццано заявил, что шпагу подарил ему батюшка царя – Пётр III. Это так растрогало Павла, что он забыл про свой гнев и пожаловал военному губернатору дорогостоящие подарки.
«Нолики» для каменного здания
Постепенно в Иркутске начали задумываться и о профессиональном театре. Здесь примечательна личность антрепренёра (сейчас бы мы назвали его продюсером) Иосифа Маркевича, который привёз в город первых настоящих актёров. В итоге здание для таких трупп (правда, всё ещё заезжих) строят при генерал-губернаторе Николае Муравьёве-Амурском. Здание возвели на деньги из винного откупа и пожертвований состоятельных граждан. Но оно было деревянное и иногда горело, в итоге в Иркутске решили строить каменный театр.
После большого иркутского пожара 1879 года губернатор Александр Горемыкин созвал купцов и предложил им внести деньги на постройку нового театра. «Бизнесмены» средства жертвовали, но не всегда добровольно. В частности, известен случай, когда к Горемыкину пришёл купец Александр Второв и принёс ему чек на тысячу рублей. Губернатор, посмотрев на документ, отреагировал: «Батенька, ваш секретарь забыл приписать нолик». Конечно, Второву ничего не оставалось, как нолик дописать и отдать на строительство 10 тыс. рублей.
В результате этой кампании в 1897 году появилось то здание, в котором спектакли играют до сих пор, сегодня в нём располагается академический драматический театр имени Охлопкова. Строили его по проекту известного архитектора Виктора Шрётера, который победил в конкурсе. Тогда Шрётер трудился в Петербургской дирекции театров и по его чертежам строили очень многие театры, например, один из них сейчас стоит в Киеве.
Интересно, что спустя сто лет после постройки, в 1997 году, здание драмтеатра начали реставрировать: ему вернули первоначальный вид и некоторые утраченные детали, а также сделали большой пристрой площадью около 4 тыс. «квадратов». Сейчас там находятся другая и камерная сцены. Это, кстати, была одна из самых крупных иркутских строек в кризисные 90-е годы.
Справа - пристрой, где сейчас располагаются другая и камерная сцены. Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова
Помощь бедствующим актёрам
Рядом с драмтеатром не сразу замечаешь розовый деревянный особняк, скрытый от глаз деревьями и кустами – Дом актёра. Изначально с искусством это здание связано никак не было – его построил после переезда в Иркутск нерчинский купец Михаил Бутин («АиФ в ВС» подробно писал о нём этим летом, когда «предпринимателю» поставили памятник).
После смерти Бутина его дом занимали различные учреждения: и военные ведомства, и партийные организации. Служить актёрам это здание начало только в конце 1970-х годов, когда здесь решили устроить площадку для встреч артистов, обмена опытом, капустников.
Кстати, если говорить об истории театральных союзов, она началась ещё до революции. Первоначально их устраивали, чтобы помогать артистам, доля которых не всегда была безоблачной. Многие из них нуждались – вот в конце XIX века и возникает общество помощи бедствующим актёрам. На его базе организовали русское театральное общество, отделение которого в 1915 году открылось в Иркутске. Удивительно, в это время шла Первая мировая война, но об искусстве не забывали.
В 1930-е годы организацию переименовали во Всероссийское театральное общество, а с 2004 года оно носит название Союз театральных деятелей России.
ТРАМ, ТЮЗ и музкомедия
Как известно, помещиков и дворян в Иркутске особо не водилось, город был купеческий и «бизнесмены», конечно, хотели прикоснуться и к светской жизни. Но помещений, где можно было проводить такие мероприятия, было немного, поэтому в конце XIX века приняли решение построить так называемое здание общественных собраний. Оно сохранилось до сих пор – сейчас в нём располагаются областная филармония и Театр юного зрителя.
Правда, первоначально здание, построенное по проекту иркутского архитектора Владимира Рассушина, имело вид немного другой: была возведена только та его часть, которая выходит на нынешнюю улицу Дзержинского (бывшую Арсенальную). Здесь проводили и театральные мероприятия, и музыкальные встречи. Постепенно потребность в площадях стала расти, и в 1992 году достроили вторую половину дома, которая сейчас выходит на улицу Ленина. Главный вход тоже перенесли туда.
Как только здание построили, в нём произошёл торжественный приём по случаю приезда в Иркутск цесаревича Николая Александровича, которого отец Александр III отправил в большое восточное путешествие, чтобы наследник набрался уму-разуму.
Позже, в советское время, здесь проходили разные партийные съезды, в которых участвовали, например, монгольский революционер Дамдин Сухэ-Батор и знаменитый писатель Ярослав Гашек.
В 1941 году ТЮЗ переехал в здание, расположенное на пересечении улиц Ленина и Карла Марка. Фото: Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова
В конце 1920-х годов образован самодеятельный Театр рабочей молодёжи – ТРАМ, возникший на базе театрального кружка «Синяя блуза». В 30-е годы здание на улице Ленина передали ему, впоследствии учреждение стало называться ТЮЗом и в 1941 году переехало в дом на пересечении современных улиц Ленина и Карла Маркса. А в старое здание въехал театр музыкальной комедии.
История сделала интересный виток, и в 2006 году ТЮЗ вновь оказался в родных стенах. Но уже с новым именем - Театр юного зрителя имени Александра Вампилова. Имя драматурга присвоили ему в 1987 году.
Душевный, «тёплый» памятник
Ещё одна «точка» на маршруте экскурсии – памятник драматургу Александру Вампилову, который поставили недалеко от здания драмтеатра в 2003 году. Такое соседство символично не только из-за того, что в репертуаре драматического – пьесы нашего прославленного земляка. Дело в том, что монумент продолжает традиции характерного для столицы Приангарья меценатства – деньги на него жертвовали жители, в том числе состоятельные.
Скульптура отлита по проекту народного художника России Михаила Переяславца. Композиция необычна тем, что у неё нет постамента – Вампилов стоит на плите, по которой как будто пробегают байкальские волны. Монумент показывает, что писатель и сейчас близок к людям, как близки простому читателю и зрителю его произведения.
Если говорить языком цифр, то высота скульптуры – 2,4 метра, вес – 2,5 тонны, размер плиты под ногами драматурга – 2 на 4 метра.
Кстати
В отделе истории Иркутского областного краеведческого музея работает выставка «Театральная палитра», на которой представлены разные театры Иркутской области. Как объясняет Александр Коршунов, главный художник драмтеатра Александр Плинт предложил не разделять театры, а оформить экспонаты в едином пространстве. Так и получилась «палитра» - смешение красок разных театров. Они, кстати, сами предоставили экспонаты, которые считают знаковыми, например, реквизит из разных спектаклей. Выставка продлится как минимум до конца года. По ней проводят театральные квесты для школьников и экскурсии.