Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского 20 сентября официально отпраздновал открытие 79-го по счету театрального сезона. Театр полон самых серьезных творческих амбиций. Подтверждением возросшего уровня требований к себе стала первая же премьера – классическая оперетта венгерского композитора Имре Кальмана «Принцесса цирка», которая открыла невиданные грани обновленной сцены учреждения. Корреспондент «Альтаира» посетил предпремьерный показ постановки и был впечатлен уровнем исполнительского мастерства всех причастных процессу.
«Весь Париж стремится в цирк на представление с загадочным акробатом в маске. Его имени никто не знает. Все зовут его мистер Икс. Графиня Теодора Вердье не пропускает ни одного выступления таинственного артиста и мечтает с ним познакомиться. Их встреча должна состояться на балу, который устраивает отвергнутый поклонник графини барон де Кревельяк. В его планах месть Теодоре: пусть акробат выдаст себя за знатного графа и увлечет эту капризную даму, и тогда он будет отомщен. Циркач и аристократка – это же скандал!».
Вдохновением для создания знаменитой оперетты послужил поход композитора на цирковое представление, где он увидел таинственного акробата в маске. Это был русский эмигрант из знатной семьи, он с помощью маски пытался сохранить инкогнито. Поэтому сюжет первого либретто был связан с Россией, а у директора цирка была фамилия Станиславский. Уже позднее российские постановщики перенесли действие во Францию.
Первый раз «Принцессу цирка» на сцене Иркутского театра музыкальной комедии играли еще во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. Зал театра был переполнен, среди зрителей были и раненые бойцы, проходившие лечение в иркутских госпиталях. С тех пор оперетта ставилась театром еще четырежды, последний раз – в 2003 году под афишей «Мистер Икс». «Живу без ласки, боль свою затая, всегда быть в маске – судьба моя». Ария Мистера Икс знакома каждому, сюжет обыгран в сотнях книг, спектаклей и фильмов. Так как же по-новому можно взглянуть в «затертую до дыр» постановку?
Но дьявол таится в деталях, или, как говорит директор цирка, «Любой трюк – это всегда немного обман». Режиссером-постановщиком и балетмейстером премьеры стал лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Гали Абайдулов. Он поставил перед собой нетривиальную задачу сочинить новую историю, ничего не меняя. Прежде всего, он отказался от реалистической подачи и сделал акцент на место действия. Главным героем постановки стал… цирк.
– Идея в том, чтобы показать цирк как отдельный волшебный мир, а цирковых – как братство, как потрясающих людей, честных, преданных друг другу, своему делу, искусству, не терпящих никакой фальши и лжи. Цирк дарит им любовь и возможность раскрыться в любви, – пояснил режиссер.
Первое, что бросается в глаза зрителю, – декорации. На сцене нет ничего, помимо цирковой повозки и талантливо оформленного пестрого занавеса, отсылающего к образам парусиновых шапито. Удивительно, как при помощи столь лаконичных штрихов возникает чувство полного погружения в историю. Цирковая повозка не только добавляет динамизма и вариативности действию на сцене, но и напоминает зрителю о кочевой жизни артиста, мимолетности цирковой карьеры, глубже раскрывая характеры героев.
Режиссер щедро задействует всю глубину немаленькой сцены музыкального театра, скрупулезно выстраивая композицию, добиваясь знаменитого «эффекта перспективы» художников Ренессанса. Каждая сцена представлена таким образом, чтобы усилить выразительность образа действующих лиц. Отдельного внимания заслуживает прекрасная работа художника по свету. Вот уж действительно «Огнями полон зал, заветный час настал». Свет здесь мастерски играет эмоциями зрителя, оживляет колорит декораций и сценических костюмов.
К слову, костюмы продолжают заявленную режиссером «историю в деталях». Так, первый же выход Теодоры на сцену – в лазурном платье, при диадеме – столь ярко оттеняет скучноватую гамму платьев статистов, что даже незнакомый с сюжетом зритель мгновенно понимает, кто именно здесь «принцесса цирка». Будет несправедливо обойти вниманием оркестр под руководством дирижера Виктора Олина. Профессионализм музыкантов можно оценить спорным образом: во время представления просто забываешь, что в течение двух действий слушал живую музыку. Настолько звук слажен и четок.
Ну и, конечно, актерский состав. Грация и задор, пластика и очарование – всего этого на сцене в избытке. Выделять отдельных исполнителей будет неправильно, лучше дать слово Гали Абайдулову, очень точно сформулировавшему ощущение зрителей после премьеры.
– Да, клоунада высокого класса – это сложно. Это годы тренировок; тут нужен богатейший актерский опыт. Слава богу, исполнители для этого есть, все на месте. Все должно быть исполнено мастерски, легко, чтобы зритель видел не напряжение, а новые грани в игре любимых артистов. И актеры приняли это, они получают удовольствие. А если артист получает удовольствие на сцене, значит, получит удовольствие и зритель. А мы ведь для этого и существуем, – заключил режиссер.
Вадим Мельников / ИА «Альтаир».
Фото Татьяны Глюк / ИА «Альтаир»