11:20, 15.10.2019

Непотопляемая. Дизайнер из Тулуна в наводнении едва не потеряла коллекцию

Народными умельцами славятся, наверное, все небольшие сибирские города. К ним относится и Тулун. Сейчас народные ремёсла и художественные промыслы переживают здесь период взлёта: совсем недавно двух тулунских мастериц по достоинству оценили на областном и даже международном уровне.

Так, Светлана Шишкарёва на иркутском международном фестивале «Этноподиум на Байкале» взяла второе место в номинации «Экологическая мода», а Татьяна Долганина получила звание народного мастера Иркутской области.

Любовь с одного прикосновения

Присвоение почётного звания не стало для Татьяны неожиданностью: она уже привыкла одерживать победы в различных конкурсах и фестивалях. Куклы, которые мастерица создаёт из шерсти, неизменные участники многих творческих проектов и в нашем регионе, и за его пределами. Многие тулунчане узнают Татьяну на улице: могут подойти и поинтересоваться её работами. Тем не менее она признаётся, что звание народного мастера – огромная ответственность и чтобы его оправдать, надо работать в два раза больше.

Кстати, валянием шерсти рукодельница занимается около восьми лет. До этого Татьяна и масляными красками рисовала, и придумывала украшения и сумочки. Однако у неё было ощущение, что она направляет энергию не в то русло. Всё изменилось после того, как мастерица случайно попала на мастер-класс, где впервые и познакомилась с техникой валяния шерсти. До этого она думала, что из такого материала можно делать только тёплые вещи, но никак не кукол или животных.

«Я влюбилась в шерсть с одного прикосновения. В ней чувствуется огромная энергия. Материал сам по себе яркий, мягкий, тёплый – хочется его постоянно трогать. При этом он ещё очень податливый: напоминает мне чем-то глину, поэтому часто чувствую себя скульптором, который, в прямом смысле этого слова, создаёт из шерсти произведения искусства, – поделилась моя собеседница. – Валяние шерсти стало важной частью моей жизни. У меня даже развилась зависимость к этому рукоделию. Если пропущу хоть один день, то руки сразу начинают ныть».

Всё дело в деталях

Больше всего Татьяне нравится работать с лицом игрушки. Она рассказала, что черты своих созданий всегда берёт у настоящих людей. Прототипом может стать каждый: соседка, коллега или случайный прохожий. При этом мастерица призналась, что её больше привлекает не идеально красивая внешность, а та, в которой есть какой-нибудь «изъян». Она считает, что именно в нём кроется человеческая индивидуальность и необычная красота. Как раз это тулунчанка и пытается передать в своих работах: большой нос пятачком и маленькие губы делают её кукол неповторимыми.

Особую реалистичность игрушкам придаёт и цвет лица. Однако чтобы добиться телесного оттенка, нужно изрядно потрудиться. Для начала Татьяна обычной косметической пудрой плотно покрывает тело куклы. Потом в игрушку с помощью иголки аккуратно заправляет дополнительный слой шерсти. Чтобы убрать лишнюю пудру, слегка отбивает куклу кисточкой. Только после всех этих манипуляций можно получить телесный цвет. Кроме этого, немалую роль в валянии занимает техника. Так, например, для кукольной одежды Татьяна использует только мокрый метод. Без него любой наряд выглядит пластмассовым, а мокрая шерсть, пропитанная мыльным раствором, наоборот, даёт ему красивые складки.

Татьяна так живописует то, чем занимается, что после разговора с ней хочется сразу попробовать свалять какую-нибудь игрушку. Чувствуется, что мастерица по-настоящему горит этим творчеством. Однако совсем недавно женщине было абсолютно не до творчества и кукол. Во время наводнения в Тулуне она стала волонтёром (её дом от паводка, к счастью, не пострадал) и помогала своим землякам, у которых стихия унесла буквально всё. Среди них были и коллеги Долганиной по творческому цеху. Так, например, у Оксаны Мигаль утонули уникальные бумажные скульптуры. А директор детской художественной школы Николай Еворский лишился всех своих изделий из бересты. Деревянный зоопарк хомутовского народного мастера.

«На их горе было так страшно смотреть, что после я не могла заниматься творчеством два месяца», – рассказала Татьяна.

Сейчас жизнь мастерицы снова наполнена куклами. Теперь она планирует создавать из игрушек композиции – чтобы в них была заложена не только красота, но и история.

Экологичная мода

Светлана Шишкарёва, в отличие от Татьяны, до сих пор не может прийти в себя после трагедии: вода унесла у неё не только дом, но и бизнес, который строился годами.

До паводка Светлана развивала свою фитнес-студию и параллельно решила создать собственную линию одежды из натуральных материалов – льна и хлопка. По её словам, именно в этих тканях заключается настоящее благородство и актуальность. Ещё одна «фишка» заключалась в том, что часть своих моделей Шишкарёва шила из так называемых бэушных тканей.

Со временем дизайнерским проектом загорелись ещё пять мастериц. Вместе с ними Светлана и работала над коллекцией: каждый продумывал образы, искал материал и перекраивал старые вещи.

«Мы в эту одежду вложили всю душу. Скажу честно, мы не следим за последними тенденциями моды, наша команда просто создала экологичную одежду, в которой можно не только блистать на подиуме, но и ходить в повседневной жизни. Ещё мы попытались заложить в каждую вещь какую-то историю, – рассказала Светлана. – Так, например, некоторые предметы коллекции сшиты из ажурных хлопковых нитей, которые раньше поставлялись на тулунские угольные разрезы в качестве технического материала. Из них работавшие в то время горными инженерами женщины вязали вещи».

В одежде, которую создаёт Светлана Шишкарёва, можно и на подиуме блистать, и в повседневной жизни.

В одежде, которую создаёт Светлана Шишкарёва, можно и на подиуме блистать, и в повседневной жизни. Фото: АиФ/ Дарья Эйвазова

Кроме того, на один комплект мастерица перенесла вышивку своей бабушки Любови Нечаевой. Именно она поспособствовала тому, чтобы её внучка выросла творческим человеком. Как вспоминает Светлана, бабушка была отменной рукодельницей: умела делать всё, однако лучше всего у неё получалась вышивка. Теперь все работы Любови Павловны дизайнер хранит как талисманы и эскизы для своих будущих изделий. Кстати, уже есть множество идей, которые Светлана планирует воплотить в жизнь в скором времени. Правда, пока она держит их в строгом секрете, но уверяет, что многие оценят новинку.

Нынешнюю линию одежды тоже оценили по достоинству: тулунчанка удачно дебютировала на иркутском международном фестивале этнической моды. Кстати, во время наводнения коллекцию удалось чудом спасти, после этого дизайнер решила дать ей название «Непотопляемая мода».

Льняные сладости

Занимается Светлана не только созданием одежды. Совсем недавно она открыла в себе новую страсть – к изготовлению экологических десертов ручной работы.

«Всё началось с посещения здравницы в Закарпатье, где я пересматривала свою систему питания. Однако, вернувшись домой, мне не удалось полностью отказываться от сладкого. Пришлось быстро искать выход из этой ситуации, – поделилась Светлана. – На ум пришли популярные сейчас фитнес-батончики, которые хоть и полезные, но не такие уж и вкусные».

После этого она стала изучать свойства и особенности сибирских даров природы, чтобы хоть как-то усовершенствовать сладость, тем более что из натуральных продуктов организм намного лучше усваивает нужные ему вещества. В итоге женщина стала экспериментировать с семенами льна, подсолнечника, кедровыми орехами, добавляя к ним таёжный мёд и сухофрукты. Свои первые конфеты она лепила с помощью колпачка от шоколадного яйца – тогда кроме самой Светланы они мало кому нравились. Однако шаг за шагом новоиспечённый кондитер улучшала вкус и форму своих изделий. Теперь у сладостей нет недостатка в поклонниках, но особенно десерт оценили иностранцы. Их всегда сильно удивляет, что лён не только носят, но и едят.

На один комплект мастерица перенесла вышивку своей бабушки Любови Нечаевой.

На один комплект мастерица перенесла вышивку своей бабушки Любови Нечаевой. Фото: АиФ/ Дарья Эйвазова
Источник: АиФ-Иркутск
просмотров: 281