11:18, 21.11.2019

Лечит астму. Игорь Завьялов – о кларнете и его особенностях

Долгое время считалось, что духовой оркестр – это только торжественные марши и военная музыка. Однако за последние несколько лет такое однобокое мнение полностью изменилось. Подтверждением стал V Всероссийский фестиваль-конкурс духового инструментального исполнительства «Сибирские фанфары», который на прошлой неделе прошёл в Иркутске.

В минувший четверг, несмотря на рабочий день, зал музыкального театра имени Н. Загурского был полон – здесь проходил гала-концерт духовых коллективов и солистов. Многие зрители пришли в театр с семьями и друзьями. Сказать, что музыкантов приняли тепло и сердечно, – наверное, ничего не сказать. Каждое выступление они сопровождали бурными аплодисментами. Было очевидно, что вечер духовой музыки запомнится всем надолго.

Горячо приняли и победителя гран-при – кларнетиста Игоря Завьялова. В 26 лет Игорь успевает не только работать в оркестре Красноярского театра оперы и балета, но и преподавать в музыкальной школе.

Красивый, но капризный

Игорь выбрал кларнет, ещё когда учился в школе. На вопрос, почему именно этот инструмент покорил его, ответил, что и сам не знает: наверное, как-то сердце подсказало.

«Конечно, не буду врать, что у меня всегда всё было гладко. Приходили даже мысли, чтобы перейти на другой инструмент: кларнет мне немножко поднадоел. Хотел заниматься на трубе, несмотря на то что она сложнее: у неё звук создаётся через губы, а в моём инструменте – через трость, – объяснил Игорь. – К счастью, педагог меня переубедил. Теперь я не расстаюсь с кларнетом. Понял, что это – мой инструмент и на другом играть не хочу».

Он очень увлечённо и интересно рассказывает о своём любимом инструменте. Например, для меня стало открытием, что кларнет был «королём джаза» до того, как в нём воцарился саксофон, но всё равно остался в джазе, потому что заменить его ничем нельзя, у него свой замечательный колорит и красивое звучание.

Кстати, кларнет очень капризный инструмент. Для того чтобы он звучал правильно и красиво, нужно подобрать определённые «запчасти», благодаря которым и создаётся звук. Но если для большинства духовых требуется только мундштук, то для кларнета ещё нужно тщательно выбрать и трость. Благодаря её колебаниям под воздействием проходящего воздуха этот инструмент и «звучит». Однако с ней у музыкантов всегда много проблем. Всё потому, что сделана она из тростника – очень хрупкого и тонкого материала. Чуть погода поменялась – беги за новой тростью. А из-за постоянных сибирских морозов её приходится менять очень часто: она постоянно сохнет и портит звук.

А ещё оказалось, что кларнет может не только красиво звучать, но и лечить астму. Часто родители приводят своих детей в класс духовых инструментов ради оздоровления. Благодаря хорошей дыхательной гимнастике заметно улучшается самочувствие и уменьшается количество приступов. Однако перед тем как повести ребёнка в музыкальную школу, Игорь советует проконсультироваться у врача-пульмонолога, чтобы исключить все противопоказания.

До саксафона кларнет был «королём» джаза.

До саксафона кларнет был «королём» джаза. Фото: Из личного архива/ Игорь Завьялов

Чего боится кларнет?

Как и в любом другом творчестве, в духовом исполнительстве есть свои проблемы. Как рассказал Игорь, несмотря на хорошую финансовую поддержку от государства, наши духовые музыканты сильно отстают от западных, где они даже инструменты делают «под себя». Например, в Европе есть специальные музыкальные фабрики, на которых устраивают настоящие «медосмотры» для духовиков: измеряют длину пальцев, изучают дыхание. У нас, к сожалению, такого нет – приходится самим подстраиваться под инструмент.

Кроме того, многие инструменты просто не подходят для нашего климата. К ним относится и кларнет. Из-за сильных морозов у него не только сохнет трость, он может просто лопнуть, если из холода зайти в тёплое помещение и сразу начать играть. Поэтому оркестру приходится приезжать пораньше на репетицию: музыканты должны успеть отогреть свои инструменты.

Полная свобода самовыражения - вот что привлекает молодых на неофициальные творческие площадки.

«Конечно, если у меня сломается кларнет, то могу отнести его в ремонт. Однако после этого он может играть ещё хуже. Придётся театру покупать новый инструмент, а стоит он недёшево – 300-350 тысяч рублей. Есть, кстати, и дороже», – говорит кларнетист.

В музыкальной школе Игорь учит юных коллег играть на саксофоне. Он говорит, что сейчас этот инструмент намного больше интересен молодёжи, чем, например, гитара или барабаны. Такая популярность вредит самим саксофонистам: в последнее время их стало настолько много, что не все могут найти работу. Ситуация усложняется ещё и тем, что саксофон не входит в состав симфонического оркестра. Вот и приходится музыкантам в лучшем случае преподавать в музшколах, а в худшем – выступать в ресторанах, подземных переходах или метро.

Зато в духовых оркестрах всегда нуждаются в тех, кто играет на гавоте, фаготе и валторне. Всё потому, что в музыкальных школах играть на них практически никого не обучают: уж больно они сложные. Поэтому музыкантам приходится с нуля познавать эти инструменты в училище, однако не все доходят до конца курса: многим не хватает таланта и трудолюбия.

Во время фестиваля прошёл также круглый стол, на котором обсудили проблемы духового исполнительства. На нём иркутские музыканты предложили создать электронный реестр вакансий для педагогов, обучающих игре на духовых инструментах. Как оказалось, преподавателей этого направления на всех не хватает. Реестр как раз и решит эту проблему. Молодые специалисты смогут без труда найти работу, а учебные заведения получат квалифицированных работников с профильным образованием.

Источник: АиФ-Иркутск
просмотров: 256