04:00, 21.12.2019

Под светом «Полярной звезды»: Эпистолярное наследие декабристов вспомнили в Иркутске

Вечер «Свет Полярной звезды», посвященный изданию книжной серии эпистолярного наследия декабристов, прошел в Иркутске 18 декабря, в день 40-летия выхода первого тома. Сегодня серия известна во всех уголках нашей страны. Встреча была посвящена людям, которые стояли у истоков издания.

Сегодня сложно во всей полноте выяснить обстоятельства рождения серии, и личности причастных к ее появлению людей конкретно в Иркутске. Определенно можно сказать, что окончательно идея оформилась в день 150-летия со дня восстания, в 1975 году. Развиться и окрепнуть проекту помогла благоприятная почва, подготовленная исследователями-историками, декабристоведами Иркутска, сотрудниками ВООПИиК и Восточно-Сибирского книжного издательства.

Мысль о необходимости и возможности издания документального журнала по декабристской теме была высказана на юбилейной всесоюзной научно-практической конференции 1975 года «Декабристы и русская культура». Главным итогом конференции стало создание проблемного совета «Декабристы и Сибирь», состоявшего из молодых исследователей, краеведов и музейных сотрудников. На одном из первых заседаний совета директором Восточно-Сибирского книжного издательства высказали предложение о подготовке документальной серии.

Серию одобрили в Академии наук СССР, а назвали в честь литературного альманаха, издававшегося Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым в Санкт-Петербурге. «Полярная звезда» окончательно оформилась в 1978 году. Тогда же были определены и конкретные персоналии, с которых можно было начать издание серии: Михаил Фонвизин и Владимир Раевский. Буквально в считанные дни были получены письменные заявки на участие в будущем издании от декабристоведов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Кишинева, Вильнюса. Принялись за подготовку к изданию декабристоведы Сибири.

Для Иркутска стало большой честью стать первым городом, которому доверили издание серии научных трудов, претендовать на которые ранее имели право только столичные академические учреждения. В редколлегию вошли как москвичи, так и иркутяне. Коллегия одобрила типовую структуру книги: документальный материал должна предварять статья о деятельности декабриста, его идейной позиции и роли в движении, а заключать – детальный комментарий.

Издательство стремилось к тому, чтобы ввести в научный оборот как можно больше документов. Отбирались не литературные произведения декабристов, а публицистические заметки, записки, письма, беседы. Документы решили публиковать малоизвестные, либо вовсе не публиковавшиеся. Вступительные статьи задумывались как оригинальные исследования, а документальный материал приближал читателя к архиву, ставил его в положение исследователя. Для авторов-составителей была разработана специальная памятка.

Работа не всегда проходила гладко, тем более что составители нередко жили далеко друг от друга: в разных частях страны. В процессе подготовки книг возникали различные точки зрения, но из-за высокого научного уровня исследователей, они только дополняли и углубляли материал. Осложнялась работа и проблемами технического характера. В пору до появления интернета коллеги вынуждены были пользоваться почтой, либо с помощью случайно оказии. Таким образом, передавались корректировки и замечания.

Большая работа и ответственность ложилась на редакторов серии: вначале на Агрофену Лысенко, а затем и по сей день – на Альбину Глюк. То обстоятельство, что за 40 лет в серии было всего два редактора, говорит об особом интересе и любви к изданию всех так или иначе причастных. Несмотря на все сложности, первые годы в серии выпускались 1-2 тома в год. Тиражи в 50 тыс. экземпляров расходились очень быстро.

В 1990-е годы из-за финансовых проблем в Восточно-Сибирском книжном издательстве объемы и тиражность резко упали. Редколлегия была уверена, что серии приходит конец. Однако благодаря усилиям первого директора Иркутского музея декабристов Евгения Ячменева, серия существует и поныне. Именно он оформил все права музея на издание, и с тех пор уже вышло семь томов. По сложившейся традиции презентации свежих томов серии проходили на декабристских вечерах в гостиной дома Волконских.

При разработке дизайна работало сразу несколько художников: заслуженный художник России Александр Муравьев и сотрудник Восточно-Сибирского книжного издательства Анатолий Аносов. Необычна история нескольких портретов для нескольких обложек серии. По замыслу дизайнеров, на обложке должен быть портрет декабриста в возрасте участия в восстании и форме, соответствующей его званию. С первым томом проблем не возникло, а вот нужного изображения Владимира Раевского не существовало. Составители обратились к ленинградской художнице Нине Нерадовой, которая реконструировала портрет декабриста по изображениям его родителей, а также самого Раевского в преклонном возрасте. Нина Нерадова выполнила для серии еще восемь портретов.

Стоит добавить, что по объективным причинам, не все из заявленных в плане издания авторов появились в серии. Наследие некоторых декабристов столь велико, что опубликовать весь накопленный материал оказалось попросту невозможно. Автор должен был исследовать десятки архивов, рукописных отделов, библиотек и отобрать главное. Затем предстояло сверить рукописный текст с первоисточниками, исправить ошибки переписчиков и прежних публикаторов. Вдобавок, многие декабристы часто писали по-французски и весьма неразборчивым почерком. Только на переводы и расшифровку уходили годы.

Увидевшие свет тома прошли нелегкий путь. Первый том, посвященный Петру Свистунову, автор рассчитывал закончить за два года, но книга вышла только через 18 лет. Планировался второй том, но он так и не был издан. Некоторые, готовившиеся к изданию тома так и не увидели свет из-за смерти авторов или утери рукописей.

За каждым томом стоит колоссальный труд, который занял не одно десятилетие их жизни. По количеству материалов, опубликованных впервые, серия не знает себе равных. Большая часть наследия декабристов имеет непосредственное отношение к Сибири, что позволяет воссоздать картину жизни не только декабристов, но и их сибирского окружения.

Сегодня серия «Полярная звезда», посвященная декабристам, насчитывает 28 томов. В ней нашли отражение истории Михаила Фонвизина, Сергея Трубецкого, Сергея Волконского, Михаила Лунина, Гавриила Батенькова, Николая Бестужева, Василия Давыдова и многих других. Выдержав испытание временем, серия продолжается, редакционная коллегия рассчитывает завершить грандиозный проект на тридцатом томе.

Записал Вадим Мельников/ИА «Альтаир»

Фото Татьяны Глюк/ИА «Альтаир»

Источник: ИА «Альтаир»
просмотров: 469