Художника-монументалиста, автора иркутского мемориала «Вечный огонь» и основоположника современного авангарда Виталия Смагина знают если не все иркутяне, то очень многие. Он оставил после себя уникальное наследие, его картины находятся в музейных коллекциях по всему миру: в России, США, Франции, Польше, Германии, Испании, Италии и Японии. А вот многие его работы мир действительно ещё не видел, например, большую часть коллекции акварелей. Она впервые выставляется в галерее Бронштейна.
Где работы были раньше?
В экспозиции более 50 полотен, состоящих из разных серий. Все они написаны с 1972 по 2010 год, 30 из них ещё никогда не видел зритель. По словам организаторов выставки, эти работы хранились в мастерской Виталия Георгиевича и ждали своего часа, о некоторых из них не знала даже супруга художника - их нашли совсем недавно.
- Мы, сотрудники галереи, работая с творчеством Виталия Смагина, долгое время даже не подозревали о его такой обширной коллекции акварельных рисунков, -
признаётся директор галереи Ольга Бронштейн. - Эту коллекцию он создавал всю жизнь. Можно сказать, это абсолютно уникальная в своём роде экспозиция. Акварели для Виталия Георгиевича были концентрацией всего его профессионализма, знаний и творческого опыта.
В чем тайный смысл?
Виталий Смагин за свою карьеру успел поработать в абсолютно разных техниках: декоративная и монументальная живопись, витражи, мозаика, коллаж, роспись, акварель. В узких кругах его называют основоположником современного иркутского авангарда. В своих картинах он сочетал древние образы и современные стили, мифы и легенды с окружающей действительностью, использовал зачастую яркие, жизнеутверждающие цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый.
Многие его работы в акварельной технике таинственны и метафоричны, будто бы погружают зрителя в иллюзорный мир, который нужно рассмотреть, разгадать, и, конечно же, понять. Причём каждый зритель поймёт работы абсолютно по-своему.
- Среди акварелей можно увидеть самые разные сюжеты: путешествие по Европе, природу и ландшафты нашего Прибайкалья, озеро Байкал. Здесь очень много образов шаманок. Это такие своеобразные окна и двери в мир духовный, метафи зический, -
говорит художница, ученица Виталия Смагина Наталья Довнич. - Например, если посмотреть на центральное полотно всей выставки (картина «Шаманка»), которое помещено на афишу выставки, можно увидеть ту систему образного строения, когда изображение доводится до символа и знака. Мы наблюдаем бестелесное существо, практически ангела, и даём ему свой смысл, наделяем собственной символикой.
По словам Натальи, эту выставку ждёт небывалый успех - каждый зритель в работах найдёт свою изюминку, особенно сейчас, когда интерес к локальному аутентичному искусству возрос.
- В нашем случае локальный аутентичный стиль - это шаманизм, легенды и мифы Байкала, культура Бурятии. Виталий Георгиевич начал погружаться в эту тему ещё тогда, когда об этом даже поговорить было не с кем, этим не занимался никто. И в этом, думаю, особая ценность этих работ, - говорит Наталья Довнич.
Досье
Виталий Смагин - художник, член Союза художников России, мастер монументально-декоративной живописи. Родился в 1937 году. В 1965 году получил диплом Иркутского художественного училища. В 1971 году окончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени Александра Штиглица. В 1982-1986 годах был председателем Иркутского областного Союза художников.
Почётный гражданин Иркутска. Автор проекта «Знак памяти воинам, умершим в госпиталях Иркутска», мемориального кладбища жертв репрессий в Пивоварихе, автор мемориала «Вечный огонь». Основал кафедру монументально-декоративной живописи в ИрНИТУ и преподавал до самой смерти в 2015 году.
Оставить
комментарий (0)
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы
|