Коллективная выставка «Хлеб и вода» – о том, как звучит тема аскезы в современном искусстве. Выставка продолжает тему, поднятую в проекте Галереи Измайлово «Передай соль!» (2021), а конкретнее – в разделе «Изобильное и скудное», исследует и демонстрирует эстетику аскезы двадцать первого столетия. Как ни парадоксально, на уровне идеи эпикурейство и аскеза для светского человека могут быть в равной степени привлекательными. И, возможно, аскеза даже больше – литература и визуальное искусство с удовольствием романтизируют ее.
Эстетика аскезы в современном искусстве шире темы еды, но архетипическое «Хлеб и вода» вынесено в название неслучайно. «Умножение хлебов» Анастасии Врубель, «Хлеба и рыбы» Анны Шайдуровой, «Праздничный стол» Виктории Ушаковой, «Лишний хлеб» Константина Масленникова, живопись Елены Тарутиной из цикла «Сто дней из жизни кухонной раковины» – своего рода археология аскезы, где художник слой за слоем снимает грунт и открывает миру неочевидную красоту простого.
Холсты Ивана Флоренского из серии «Быт(ие)», триптих Виктора Перельмана «Чёрно-белые копии лучших работ Марка Ротко» – метафизика проекта, отчасти ироническая, отчасти серьезная. Павел Боркунов, Ольга Налётова, Лена Красотина и Анна Мельниченко выхватывают из тьмы простые и прекрасные в своей простоте бытовые предметы. Миниатюры Глеба Мишина сопрягают сказочное и репортажное.