В современной жизни мы окружены огромным количеством гаджетов – умных электронных приборов, берущих на себя часть наших забот. Большинство пользователей общаются с ними в формате “черного ящика” по завету советской (еще робототехнической) песни “нажми на кнопку – получишь результат”. Между тем, само изобретение этих приборов тесно связано с желанием описать мир в строгих математических формулах, упорядочить споры и разногласия и даже доказать существование Бога. Мы вспомним Готфрида Лейбница и его счетную машину, Алана Тьюринга и явление искусственного интеллекта, Клода Шеннона и
начала теории информации, Гордона Паска и изобретение интерактивности. И с этого момента пойдем в сторону обратной рефлексии, рассматривая как выстроив логику машины, человек намеренно начинает задавать этой машине задачи, вырывающиеся за границы этой логики. Компьютерные программы становятся все умнее и умнее, а дальновидные художники, музыканты и архитекторы испытывают ее логику, задавая заведомо ошибочные задания и наблюдая, как машина их переосмысливает и выдает в ответ достаточно неожиданный и иногда весьма эффектный результат.