Летом 2009 года в Концертном зале был установлен орган работы французской фирмы «Альфред Керн и сын» (Страсбург), основанной в 1953 году отцом Даниэля Керна Альфредом Керном при непосредственной поддержке и участии лауреата Нобелевской премии мира доктора Альберта Швейцера. Уникальная особенность мастеров фирмы «Альфред Керн и сын» – в сочетании опыта и традиций немецкого и французского органостроения, уходящих в глубину веков. Орган в Концертном зале – первый за столетие французский инструмент в России, который отличается от органов немецких мастеров и конструктивными особенностями, и характером звучания, что позволяет полноценно исполнять в России не только немецкую, но и французскую органную музыку. Инаугурация органа состоялась 1 октября 2009 года.
Фойе Концертного зала постоянно функционирует как выставочное пространство. Регулярно обновляющаяся художественная экспозиция позволяет слушателям концертов дополнить свои музыкальные впечатления живописными, познакомившись с интересными работами различных жанров и стилей. Здесь можно увидеть как творения признанных мастеров, так и детские рисунки, ставшие непосредственным откликом на оперные и балетные спектакли самых маленьких посетителей Концертного зала – участников Академии юных театралов.
Здание Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году по проекту Виктора Шретера на этом месте был построен Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров, перешедший в ведение Мариинского театра в 1917 году. Более ста лет в Декорационном зале создавались уникальные декорации к спектаклям, многие из которых до сих пор сохраняются в репертуаре театра. В сентябре 2003 года в здании Декорационных мастерских вспыхнул пожар, который уничтожил практически все хранившиеся там костюмы и декорации и повредил здание настолько, что, казалось, его невозможно восстановить.
В этой ситуации маэстро Гергиевым было принято решение построить на месте старого здания мастерских новый Концертный зал, полностью сохранив чудом уцелевший в огне исторический фасад. Вместе с этим с противоположной стороны, которая выходит на ул. Декабристов, сооружен новый фасад, являющийся своеобразным олицетворением архитектуры нового ХХI века. По замыслу Ксавье Фабра — автора проекта нового Концертного зала, его архитектурные особенности должны были органично сочетать элементы «века нынешнего и века минувшего».
29 ноября 2006 года в присутствии Президента Владимира Путина, министра экономического развития Германа Грефа, министра финансов Алексея Кудрина, мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра. Открытие Концертного зала стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями строительной науки и изначально предназначенный для проведения концертных программ.
В отношении технологий и акустических качеств, и в этом заслуга г-на Тойоты, новый зал сравним с лучшими концертными площадками мира, такими как концертный зал в Люцерне, Саппоро и Бирмингеме, Берлинская филармония, Гевандхаус в Лейпциге или Дисней Холл в Лос Анджелесе. В новом зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого данного вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены дает возможность вариативного расположения оркестровых групп или формирование оркестровой ямы.
Зал также может использоваться и для сценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок. На вечере по случаю открытия Концертного зала выступили как ведущие солисты Мариинского театра, так и знаменитые инструменталисты — скрипачи Вадим Репин, Максим Венгеров, пианист Ланг Ланг.