Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства – это несколько исторических зданий в центре города, объединенных в единый музейный комплекс. Среди его филиалов: Шереметевский дворец с его уникальной коллекцией музыкальных инструментов, Дом-музей Федора Шаляпина, Мемориальная квартира Николая Римского-Корсакова, Музей-квартира актеров Самойловых. Главное здание всего комплекса – Театральный музей на площади Островского.
Театральный музей Петербурга вырос из Первой русской театральной выставки, которая была инициирована Литературным обществом и прошла в 1908 году в Панаевском театре. Основу ее составила коллекция великого русского актера Ивана Федоровича Горбунова, которого можно считать одним из первых историков русского театра. Начав свою карьеру в московском Малом театре в 70х годах XIX столетия, он затем продолжил ее в Александринском. Работая бок о бок с корифеями российской сцены, он сохранил уникальную подборку портретов, документов и фотографий. Она вызвала большой интерес у публики, что показало необходимость организации в Петербурге стационарного музея, посвященного театральному искусству.
Уже после революции, в 1918 году было принято официальное решение об учреждении музея в здании бывшей Дирекции Императорских театров на площади Островского. Сформированная ранее экспозиция театральной выставки дополнилась из архивов дирекции, большое количество музейных объектов было получено в дар лично от таких великих артистов, как например, Вера Комссаржевская и Мария Савина.
В 1921 году музей открыл свои двери для публики и сразу стал одним из важных центров театральной жизни города. Помимо постоянной экспозиции здесь проходили концерты, постановки и творческие вечера, в которых участвовали Всеволод Мейерхольд, Михаил Чехов, Леонид Утесов, Дмитрий Шостакович.
Но увы, блестящий творческий старт новой театральной площадки не получил достойного продолжения. В трудные 30е годы прошлого века Александринскому (к тому времени – Пушкинскому) театру пришлось сдать помещение музея в аренду. На место художественной экспозиции пришла контора «Союзрыба». Однако, вопреки историческим реалиям, при которых рыбное хозяйство было объективно важнее высоких материй, музей не прекратил своего существования. Стараниями руководства, бережно хранившего всю экспозицию в ящиках на протяжении долгих семи лет, в 41 году он снова открылся на прежнем месте – с расширенной экспозицией. До начала войны оставалось меньше месяца.
Большее количество сотрудников музея было уволено, мобилизовано, многие ушли на фронт добровольцами. Руководству удалось договориться об отправке самых ценных экспонатов в эвакуацию вместе с коллекциями Русского музея. Изначально речь шла о 20 ящиках, которые были подготовлены к отправке, но в последний момент Русский музей отказался отправлять дополнительный груз. Единственное, чего удалось добиться – перенос четырех кофров с наиболее важными музейными объектами в нижние этажи театра имени Пушкина, в наиболее защищенное место здания.
В годы блокады театральный музей продолжал существовать, принимая на временное хранение личные памятные предметы актеров, отправлявшихся в эвакуацию. Бережно охраняя свои фонды, сотрудники круглосуточно дежурили в неотапливаемом помещении. К моменту снятия блокады от холода и голода большинство из них погибло.
Новое рождение музей получил в ноябре 1946 года, снова открывшись для публики и продолжая работу над расширением экспозиции.
Театр – искусство актуальное, сиюминутное. Если придерживаться мнения, что спектакль – это не то что происходит на сцене, а взаимодействие сцены и зала, то приходится, увы, констатировать, что после закрытия занавеса спектакль перестает существовать. Театральный музей хранит в своей коллекции тени великих постановок прошлого, которые позволяют нам если не ощутить себя их зрителями, то хотя бы отчасти получить представление о них. Фотографии, сценические костюмы, афиши, макеты декораций хранят дыхание прошедших театральных эпох.
Экспозиция «Театральные легенды Петербурга» тематически разделена на несколько частей. Первая из них посвящена возникновению и становлению профессионального театра в России XVIII века. Следующий этап – развитие сценического искусства в веке XIX. Часть выставки посвящена театру Серебряного века. Авангарду 20х-30х годов прошлого столетия также отведен раздел выставки, последовательно переходящий в эпоху «железного занавеса».
Музей позволяет получить представление не только о русском сценическом искусстве. Постоянная выставка «Волшебный мир театра» знакомит нас с различными формами театральных постановок разных стран и эпох, начиная от античности.
Сегодня музей ведет многостороннюю работу со зрительской аудиторией. Помимо постоянной экспозиции, на его базе постоянно проходят концерты, творческие вечера, спектакли, лекции и образовательные программы.
Интересный факт
Спецэффекты, используемые в современном театре, возникли много веков назад, и постоянно совершенствовались, не отставая от технического прогресса. Как создавалась иллюзия шума дождя и раскатов грома в Шекспировском «Глобусе»? Как передать публике завывания ветра или звуки прибоя, если звукозаписывающие устройства еще не изобретены? Уникальные шумовые машины, представленные в экспозиции музея можно не только увидеть, но и услышать.