Театр-постановщик: Мариинский театр
Актеры: Сергей Алексашкин, Андрей Попов, Екатерина Сергеева
Режиссёр: Алексей Степанюк
Продолжительность: 1ч 35мин
В истории жизни послушника Валаамского монастыря Ивана Северьяновича Флягина, в которой центральным переживанием была любовь к цыганке Груше, полюбившей не его, а легкомысленного Князя и затем умолившей Флягина убить ее, Щедрин избегает традиционных оперных ходов. Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блок-флейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных.
В «Страннике» бесчисленное множество оттенков тишины — истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз. «Время новостей» ...Известная цыганская песня «Невечерняя», исполняемая Грушенькой — Капустинской под изысканный аккомпанемент засурдиненных струнных, звучит, как тихий реквием, траурный гимн-предчувствие трагической судьбы.
А на другом «полюсе» — сцена татарского плена, адресующая и к «Половецким пляскам» Бородина, и к балетам Стравинского — и исполнение её с бешеной энергетикой, «фирменно» присущей только Гергиеву...