«Семейственные записки» (так у Пушкина названа рукопись Петра Гринева) определили жанр этого спектакля. Он строится как воспоминания уже взрослого Гринева о двух годах юности.
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Театр-постановщик: Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодёжи
Режиссёр: Евгений Зимин
Продолжительность: 140 минут
«Семейственные записки» (так у Пушкина названа рукопись Петра Гринева) определили жанр этого спектакля. Он строится как воспоминания уже взрослого Гринева о двух годах юности. Это самое яркое, одновременно трагическое и счастливое для него время, определившее дальнейшую его участь. По ходу спектакля воспоминания «оживают», на сцене рядом с автором записок начинает действовать молодой Гринев. Именно ему в каждом из последующих эпизодов предстоит сделать выбор. И часто предлагаемые обстоятельства будут колебаться между жизнью и смертью.
Конечно, здесь тесно переплетены судьба обычного, кажущегося ординарным человека и «судьба народная». Остаться самим собой и даже выжить «недорослю» Гриневу помогает не только «дворянская честь», но и собственная совестливость. Максима «Береги честь смолоду» определяет возможность и для Петруши Гринева и для Маши Мироновой сберечь любовь. Эта тема особенно пронзительно звучит на фоне пугаческого бунта.
Спектакль не делает специальных отсылок во времена Пугачева. Сцена взятия Белогорской крепости или заключительная сцена с императрицей Екатериной II мифологизируются, выглядят как наваждение. Костюмы несколькими внешними штрихами только напоминают о 18 веке. А в музыкальном оформлении современная музыка соперничает с народной. Но смысл и «добрый гений» «Капитанской дочки», как и все творчество Пушкина, остаются актуальными, необходимыми нам сегодня.