Пьеса-диспут, написанная в середине XX века, сегодня читается как интеллектуальная драма о власти и судьбе человека, готового эту власть на себя принять. Но спектакль шире и свободнее.
Он — о предназначении человека, о его призвании. Режиссёр Семён Спивак признавался: «В период репетиций передо мной все время был портрет Жана Ануя. Вглядываясь в этого усталого человека с лицом философа, я постепенно стал понимать, что он написал очень простой и грандиозный этюд о том, что человеку нужно в этой очень тяжёлой и запутанной жизни. А нужен-то человек, который бы пришёл и сказал: „Ты — можешь! Ты — сделаешь!“» Но сложные философские размышления, присущие автору пьесы, не делают спектакль тяжеловесным, напротив — стихия игры, азарта, юмора захватывает всех героев драмы.
История о деревенской девчонке, ведомой божественными голосами, которые направляют её на тяжкий путь испытаний и битв за освобождения Франции, рассказывается создателями спектакля с изрядной долей иронии. Трагедия и фарс соединяются, делая историю объёмной. Но «Жаворонок» — это не только обращение к судьбе известной всему миру Жанны — Девы Орлеанской, спасительницы Франции. Это ещё и гимн творческому началу в человеке. Притча о художнике, который создаёт свой гармоничный мир, сохраняя себя среди хаоса бытия, преодолевая невозможное, чтобы навсегда стать частью истории человечества.