Автор: Валерий Семеновский
Театр-постановщик: Александринский театр
Режиссёр: Никиты Кобелев
Продолжительность: 2ч 35мин
Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. «Мелкий бес» завершает классическую русскую прозу, а его главный герой Передонов — зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина».
Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа.
Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения.
Валерий Семеновский написал в предисловии к своей пьесе: «Безумие охватывает всех. Потому что „передоновское“ правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании».