Санкт-Петербург Театральная пл., 1 +7 (812) 326-41-41

17 декабря

19:00

опера, 16+

Огненный ангел

Автор: Музыка Сергея Прокофьева Либретто композитора по одноименному роману Валерия Брюсова

Театр-постановщик: Государственный академический Мариинский театр

Режиссёр: Дэвид Фриман

Продолжительность: 2ч 35мин

Огненный ангел
Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2022/5/31/1_1900/
Огненный ангел

Если прочесть отдельно либретто «Огненного ангела», выйдет странная, без начала и конца, история из жизни Средневековья: некой женщине чудятся демоны, она втягивает в свои злоключения влюбившегося в нее рыцаря, но ее сжигают на костре как ведьму, а судьба рыцаря неизвестна. Конечно, ни одна опера не сводится к тексту либретто — оперу дóлжно слушать,  — но и музыка «Огненного ангела» заключает в себе парадокс.

Персонажи оперы все время находятся в напряжении, пытаясь понять: существуют ли демоны на самом деле, каким образом расправиться с ними, не выдав себя перед вездесущей инквизицией, не погубив себя и любимого человека, и действительно ли тот достоин любви? Это напряжение постоянно прорывается в музыке: нельзя сказать, что музыкальный язык Прокофьева радикален, тем не менее «Огненный ангел» остается одной из самых трудных опер ХХ века и для исполнителей, и для слушателей.

С другой стороны, сколь ни властны духи ада над поступками героев, зло у Прокофьева остается ненастоящим, карнавальным: музыка все время балансирует между драмой и фарсом, «настоящей оперой» в духе позднего романтизма и веселой пародией на нее же. Взять хотя бы финальную сцену, где монахини едва не разрывают на куски Инквизитора, называя дьяволом и требуя у него показать хвост, а другие послушницы распевают «ля-ля-ля». Правда, расслышать все это непросто: Прокофьев разделил хор на шесть групп, и едва ли в какой-нибудь иной опере найдется столь впечатляющая вакханалия. «Огненный ангел» — еще и одна из самых эффектных опер прошлого столетия.

просмотров: 86