15:00, 14.01.2024

Предшественники социальных сетей

Наши предки реализовывали свою потребность в общении теми способами, которые были им доступны. Представители старшего поколения часто ставят в упрек молодежи чрезмерное увлечение различного рода социальными сетями. При этом, правда, многие из них самих коротают вечера в «Одноклассниках», регулярно обмениваются позаимствованными на просторах Интернета видео и картинками, отправляют друзьям
и знакомым поздравления с праздниками и пожелания доброго утра.

Разворот альбома со стихами и рисунками, нач. XX в. Из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

Но социальные сети появились не на пустом месте, скорее это просто следующая ступень развития уже существовавших ранее способов общения и обмена информацией. На самом деле интересы и потребности людей меняются не так быстро, как кажется на первый взгляд. Просто наши предки реализовывали свою потребность в общении теми способами, которые были им доступны.

Вплоть до недавнего времени существовало интересное культурное явление, так называемые «альбомы» – достаточно личные, но не закрытые от других, рукописные книги. Жители нашей страны, родившиеся в 80-х годах XX-го столетия, еще успели застать закат этого жанра. У многих людей старше 30 лет до сих пор хранятся дома анкеты друзей, песенники и дембельские альбомы. Главная особенность таких альбомов и основное отличие от личных дневников – их публичность. Изначально они создавались, чтобы быть показанными, пускай даже узкому кругу избранных. Многие записи в альбоме были сделаны чужой рукой – как правило, друзьями и близкими владельца. Но именно хозяин альбома отвечал за оформление и определял характер записи и тех людей, чье творчество хотел сохранить на память.

В нашей стране мода на альбомы появилась еще в XVIII веке и продержалась до конца XX-го. На протяжении более двух столетий этот культурный жанр имел свои взлеты и падения популярности, а также претерпел процесс эволюции и развития.

Мода на альбомы пришла к нам из Европы. Несмотря на то, что в дальнейшем эти предметы считались в большей степени женскими, изначально их стали вести мужчины – путешественники, затем студенты университетов. Позже эту традицию переняли знатные аристократические семейства, и альбом стал статусным предметом – гостям предлагали оставить в нем свои записи, впечатления и пожелания хозяевам. Такие рукописные книги имели богатое оформление, кожаные обложки, позолоту, замысловатые застежки. На первой странице был изображен герб владельца.

Первая заполненная страница девичьего альбома со стихотворным напутствием от учительницы, 1914 г. Из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

Первый большой пик популярности у альбомов в нашей стране пришелся на золотой век русской поэзии. Этот предмет стал играть очень важную роль в светской жизни. Салоны той эпохи невозможно представить без альбомной культуры. На страницах альбомов можно было встретить наряду с переписанными стихами модных поэтов, произведения специально сочиненные и записанные рукой автора, а также различные рисунки и художественные наброски.

Альбомы представителей высшего света зачастую являлись настоящими шедеврами. В них выполняли рисунки лучшие художники того времени, оставляли записи такие гении, как А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский и другие.

Мода на альбомы из столичных салонов стремительно добирается и до провинции. Всем известны строки из «Евгения Онегина»:
«Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом».
Но несмотря на снисходительный тон, поэт признается:
«В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор».

Конечно, провинциальные дворяне не могли похвастать таким количеством знаменитых знакомых, как столичные. Уездные барышни в основном довольствовались записями от подруг и цитатами.

Постепенно закрепляются неписаные правила и традиции ведения альбома. Так, например, первую страницу заполнять считалось дурной приметой – ее оставляли пустой. В начале альбома часто оставляли нравоучительное напутствие родители, учителя или наставники.

К середине XIX века всеобщая мода на альбомы стала постепенно угасать и они стали плавно перемещаться из светских салонов в женские гимназии и пансионы.

Девочек того времени, также как и современных, волновали вопросы любви и дружбы, они нуждались в признании и одобрении. Записи в альбоме по-прежнему служили выражением любви и восхищения в отношении хозяйки. Сами альбомы стали значительно меньше по формату и уже не такими дорогими. Но к их внутреннему оформлению владелицы относились очень трепетно, используя весь свой творческий потенциал.

Не являясь в прямом смысле слова литературным творчеством, содержание таких альбомов представляет большой интерес, отражая представление поколения о добре и благородстве, нравственных нормах, любви и связанных с ней надеждах и разочарованиях. Альбомная лирика, зачастую простая и незатейливая, несла особый эмоциональный настрой и могла служить источником вдохновения. Так, например, вышедший в 1910 году первый сборник стихов Марины Цветаевой носил название «Вечерний альбом».

Страница альбома с рисунком и пожеланием от подруги, начало XX в. Из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

В советский период развитие альбомов вышло на новую ступень. Несмотря на то, что в те времена правилом хорошего тона считалось презрительное отношение к сентиментальным проявлениям «мещанства», интересы и проблемы молодежи во многом остались прежними. Юные умы по-прежнему волновали темы любви и дружбы, внимания и признания. Альбомы девочек-гимназисток трансформировались в песенники и «анкеты друзей». Использовалась для этого рукописного творчества, как правило, толстая «общая» тетрадь. Вид и содержание такого альбома по-прежнему отражали статус владельца.

В наше время не проблема найти слова и музыку понравившейся песни. Но несколько десятилетий назад, зачастую, приходилось полагаться лишь на собственную память. Главными «хранителями» музыкальных текстов были рукописные песенники. Чем толще тетрадь, тем «круче» владелец. Официально признанные песни в таких тетрадях соседствовали с сентиментальными дворовыми, сочиненными неизвестными авторами. Песенники ходили по рукам, за особо «дефицитными» текстами велась настоящая охота. Статус владельца такой тетради зависел не только от содержания, но и от внешнего оформления. Украшались песенники с неимоверной любовью и старанием. В ход шло все, что мог позволить себе владелец – дефицитные импортные наклейки и переводные картинки, вырезки из журналов и открыток, собственные рисунки. Те, кто был лишен художественных способностей, выходили из положения, используя кальки и трафареты, а также прибегая к помощи более одаренных друзей.

Неимоверно популярными предшественниками современных социальных сетей были также «анкеты друзей» – яркие самодельные опросники. Количество и характер вопросов определялись хозяином анкеты. Но были, как правило и обязательные пункты – имя заполняющего, возраст, школа и класс. После этого обычно шли вопросы о личных предпочтени- ях – любимых книгах, фильмах, учителях и школьных предметах. Обязательно были пункты об отношении опрашиваемого к хозяину или хозяйке опросника. Вопросы политики, национальности, финансовых возможностей или родственных связей при этом никогда не затрагивались. Но часто шли очень личные моменты – например, «Что такое любовь?», «Кто тебе нравится из мальчиков (девочек)?», «Как ты понимаешь дружбу?». Признание в личных симпатиях на страницах такой анкеты, было аналогично объявлению статуса в современных соцсетях. Поэтому многие просто не отвечали на этот вопрос или отшучивались. Конечно, особое место занимало художественное оформление анкеты. По креативности оно не уступало песенникам. К тому же имелось еще множество особых «фишек» – например, секретики или гадания, а также различные советы. Секретик представлял собой особым образом, чаще всего, треугольником свернутый лист, на каждом развороте которого большими буквами были написаны «страшные» предупреждения: «НЕЛЬЗЯ!», «НЕ ОТКРЫВАТЬ!!!» и тому подобное. На последнем развороте можно было встретить шуточное оскорбление, типа: «Ах, какая ты свинья, ведь написано «Нельзя!», либо требование ответить на личный вопрос: «Открыв секрет, себя ты губишь. Теперь пиши, кого ты любишь!».

Кражу анкеты можно было приравнять к взлому страницы в соцсетях, то, что предназначалось для узкого круга друзей, становилось достоянием общественности. Как правило, это касалось девочек, их анкеты носили более личный характер. Враги торжествовали и насмехались, хозяйка анкеты была безутешна. Но можно было также и «забанить» обидчиков – отобрать тетрадь и не общаться.

Разворот песенника, 90-е гг. XX в. Из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

Хотя песенники и анкеты друзей заводили представители обоего пола, все-таки больше принято считать их девичьим увлечением. Но существовал еще один вид альбомов, брутальность которого не вызывала сомнений – дембельский. Возник этот альбом в субкультуре военнослужащих срочной службы. Как и другие виды альбомов, дембельский альбом был рукописным авторским произведением. Он отражал определенный период жизни владельца – службу в армии. Создавался он в тот период, когда военнослужащий уже был близок к демобилизации. Альбом содержал биографические подробности периода службы и пожелания сослуживцев. Способы и методы оформления зависели от места службы и рода войск. Но самым главным правилом было сделать альбом как можно более ярким и красивым. В оформлении использовались все доступные материалы и методы творчества. За основу, как правило, брался обычный фотоальбом. Обложка обтягивалась шинельным сукном или бархатом и украшалась чеканкой. Обязательно указывались род войск и годы службы. Внутренние листы украшали, затем вклеивали фотографии, открытки, журнальные вырезки. Между страницами фотоальбома была калька – тонкая полупрозрачная бумага. Ее украшение было особым видом искусства. На кальке обязательно должен был быть рисунок. Сюжеты зачастую копировали друг у друга.

Когда появились первые дембельские альбомы, точно не известно. Есть версия, что их первыми прототипами были обклеенные фотографиями и вырезками чемоданы, с которыми возвращались со службы после войны бойцы Красной Армии. Расцвет этого творчества пришелся на 1970 – 1980-е годы.

С развитием современных технологий те функции, которые исполняли анкеты друзей, песенники и другие ру-кописные книги, стали выполнять соцсети. Наступил закат эпохи самодельного альбомного творчества.

Колоритные и красочные рукописные книги открывают нам особую грань истории – эмоциональную и личную. А заодно помогают нам понять, что внутренний мир человека изменился не так сильно, как можно было представить.

А.Е. Терентьева, научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 1161