11:04, 11.02.2024

Вокально-фольклорный ансамбль «Ариран» сохраняет традиции корейской культуры

На многих национальных фестивалях и праздниках, проводимых в Аксайском районе, мы нередко встречаем вокально-фольклорный ансамбль «Ариран» из станицы Ольгинской. Этот ансамбль является ярким представителем корейской национальной диаспоры в нашем районе, а в прошлом году он отметил свое 20-летие.

1 апреля 2023 года Региональная общественная организация «Объединение корейцев Ростовской области» представляла национальный блок «Знакомство с корейской культурой, ее традициями, обычаями и осо- бенностями» на «культурном кроссе» в историческом парке «Россия – моя история». / ФОТО из личного архива И.Ю. Цой

Каждый раз при виде участниц ансамбля в их красивых национальных костюмах даешься диву их статности и изящности, а как только они появятся на сцене, то с замиранием сердца наблюдаешь за плавными и грациозными движениями танцующих женщин.

Их в ансамбле – семь, все старше 60, а одной из них 74 года. Но возраст для них не помеха, они своим делом горят, хотя танцевальная деятельность для них – это увлечение. Серьезное. Ведь как рассказывает их хореограф Ирина Юрьевна Цой, женщины ответственные и смелые, открыты к новым экспериментам – будь то создание национального костюма или разучивание танца. И.Ю. Цой руководит ансамблем вот уже четыре года, и за это время им вместе удалось поставить четыре танца, принять участие и победить в нескольких конкурсах разного уровня.

Все исполняемые композиции у ансамбля исключительно на родном корейском языке. И хореография у корейцев особенная.

Один из первых танцев, который разучили женщины вместе с хореографом И.Ю. Цой, – танец с веерами, который сопровождается традиционной корейской мелодией на национальных корейских музыкальных инструментах.

– Танец отражает настоящий корейский национальный колорит. По обычаю он заострен на построении разнообразных рисунков – будь то тарелка, цветы, волнообразные дуги, горы, дракон или змея. В танце с веерами важно показать вообще все, на что способен веер в руках исполнительницы танца, какой визуальный образ удается создать благодаря нему, – рассказывает И.Ю. Цой.

Именно с этим танцем вокально-фольклорный ансамбль «Ариран» в 2020 году прошел в финал Международного конкурса по народной хореографии, который прошел в городе Сочи. Женщины выступали в возрастной категории «старше 22 лет» и победили в номинации «Народный танец». Конкуренция была большая – 150 коллективов в различной возрастной категории со всей России представили достойные номера, в которых отразили колорит своей национальности.

Кстати еще о веерах. Их с уверенностью можно назвать одним из выразительных элементов корейского национального танца, зачастую перетягивающим все внимание зрителя на себя. Для выступления ансамбля «Ариран» веера привезли из Южной Кореи, так как очень важно, чтобы они были сделаны из бамбука, а в нашей местности это растение не выращивают. Бамбуковые палки входят в состав веера не просто так. Это легкий материал, который хорошо скользит между собой, когда веер приоткрывается, что также облегчает вес предмета.

Женщины из ансамбля «Ариран» в костюме для танца «Пидульги».

– На палки бамбука наклеена жесткая сетка и на ней вручную нанесен рисунок, по краям приклеены перья, – уточняет Ирина Юрьевна. – Размеры вееров зависят от размера бамбуковых палок. Бамбуковая палка для наших вееров достигает 36 сантиметров, к ней прикрепляются перья длиной в восемь сантиметров.
В репертуаре женщин есть и нетрадиционный танец с веерами. Вообще отличие традиционного танца с веерами от нетрадиционного заключается в том, что первый относится к дворцовым танцам. Поэтому он исполняется в ярких костюмах, где задействуют красивые веера с перьями, с традиционным рисунком – это очень яркий колоритный танец, олицетворяющий собой визитную карточку Кореи. Музыка во время исполнения тоже име- ет значение. Ансамбль прибегает как к традиционным композициям, так и к современным.

Еще один традиционный танец в репертуаре ансамбля «Ариран» – это «согочум» – танец с музыкальным инструментом – маленьким барабаном. В корейской культуре он может выступать в разных ролях. Например, быть частью танца в качестве атрибутики, или использоваться как музыкальный инструмент.

Традиционные танцы с музыкальными инструментами выглядят не менее завораживающе, чем с веерами или шарфами, но они гораздо сложнее в исполнении.

– Сложность традиционного танца с барабаном заключается в том, что нужно одновременно и танцевать, и играть ритмы на барабанах. Ритмы должны быть сыграны так, чтобы не заглушать музыку и соответствовать ей. Одним словом, нужно подыгрывать музыке, но при этом нужно еще и танцевать, – рассказывает хореограф вокально-фольклорного ансамбля «Ариран» И.Ю. Цой.

3 ноября на фестивале национальных культур «В единстве – наша сила», посвященном Дню народного единства, вокально-фольклорный ансамбль «Ариран» представил новый танец – «Пидульги», который переводится с корейского как «голубь». Это популярный в корейской культуре танец, который сопровождается красивой мелодичной песней. Кстати во время выступления ансамбля играла старая корейская песня, повествующая о значении голубей в культуре и жизни человека, которая была исполнена Ириной Нам – певицей из республики Узбекистан.

Для поддержания образа голубя – символа мира коллективы обычно используют в своих костюмах ткани белого цвета, а ансамбль «Ариран» решил провести эксперимент – их платья были сшиты из тканей желтого и серого цветов, что сохранило гармоничность образа.

Танец «Пидульги» несмотря на свою популярность – один из сложных, так как здесь главную роль играют руки танцующих при отсутствии какой-либо атрибутики. В этом случае очень важна пластика рук.

– Это был смелый эксперимент, женщины давно хотели разучить этот танец. В нем работает все в комплексе – шея, голова, тело, руки и ноги. На протяжении восьми месяцев женщины готовили этот танец и достойно представили его на районном фестивале, – рассказывает И.Ю. Цой.

Большое значение в национальных корейских танцах имеет костюм. Для каждого танцевального номера женщины готовят новые костюмы, так как каждый из них несет в себе особенное значение и помогает по-своему раскрыть задумку и образ танца. Важно в костюме и его практичное свойство, чтобы он не сковывал движения и сохранял утонченность и торжественность национального наряда.

В прошлом году Ольгинский сельский Дом культуры занял первое место в номинации «Современный авторский костюм», автором этой работы является хореограф вокально-фольклорного ансамбля «Ариран» И.Ю. Цой. На конкурс был представлен традиционный корейский костюм.

Сегодня ансамбль готовится продемонстрировать новый танец – с шарфами, для которого уже разучивает новые связки и шьет новый костюм. Важной деталью в нем будут широкие рукава, которые позволят женщинам свободно управлять шарфами во время танца при любом движении рук.

Говоря об ансамбле, невозможно упустить и одну из его главных составляющих – название. Звучное «Ариран» отсылает нас к корейской культуре. И не просто так. Ведь это слово не имеет точного односложного перевода, это скорее собирательное значение, олицетворение самих корейцев, их культуры и истории. Поэтому оно очень востребовано, многие использует его для названий песен, танцев, коллективов и даже школ.

Вокально-фольклорный ансамбль «Ариран» продолжает сохранять традиции своей национальной культуры, отражая ее особенные черты и тонкости в своем творчестве. Помимо активного участия в различных праздниках и конкурсах в Ольгинском сельском поселении и Аксайском районе, коллектив выходит на региональный, федеральный и международный уровни, представляя корейское искусство. Один из значимых – ежегодный конкурс традиционного корейского искусства, который проводится в Южной Корее, в 2022 году ансамбль в очередной раз одержал победу. В рамках конкурса участники демонстрируют традиционное корейское искусство – игра на инструментах, ансамблевое исполнение традиционного танца.

Смотря на корейскую сказку, которую из раза в раз коллектив ансамбля «Ариран» демонстрирует на сцене, не перестаешь удивляться тому, как женщины создают настоящее танцевальное волшебство…

К СЛОВУ

Корейские народные танцы берут свои истоки из шаманизма. Раньше в Корее были популярны шаманские ритуалы, которые в основном были связаны с прогнозом на урожай или приурочены к праздникам народной культуры (например, Новый год по лунному календарю, окончание посевной, сбор урожая). Отсюда и пошло активное использование в танце разной атрибутики. В шаманских обрядах присутствовали листья, ветки, а позднее их заменили веерами. Еще были шарфы, цветы, народные музыкальные инструменты, одни из которых барабаны. Все корейские танцы в большинстве своем включают в себя использование той или иной атрибутики, которая дополняет визуальный образ танца или становится его основной частью. Позднее все танцы были разделены на два направления – дворцовые и народные.

Дворцовые танцы отличаются своим богатым убранством, это аксессуары, шпильки, ленты, иная атрибутика. В этом направлении танца появились веера, красивые обклеенные перьями и расписанные вручную, шелковые шарфы, барабаны, украшенные лентами. Все дворцовые танцы исполнялись во дворце по разным праздникам.

Народные танцы – это именно те танцы, которые исполнял народ, и чаще всего они были привязаны к народным праздникам. Такие танцы выглядели менее роскошно в части убранства и движений, хотя атрибутика и аксессуары использовались те же, просто были дешевле. Сами костюмы не были такими же помпезными и богатыми, но их значимость оставалась прежней.

Яна НАЗАРКИНА

Ключевые слова: Аксай, Ростов-на-Дону
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 719