09:18, 17.03.2024

Народный казачий театр «Чигуша» – часть культурной жизни станицы Старочеркасской

Вот уже много лет неотъемлемой частью культурной жизни станицы Старочеркасской являются куклы народного казачьего театра «Чигуша». Без них трудно представить какой-либо фестиваль.

Народный казачий театр «Чигуша» и народный хор «Черкассцы». / ФОТО из архива сельского Дома культуры Старочеркасский

Славных и одновременно чудных кукол можно было повстречать на разных культурных мероприятиях в нашем районе и не только. Конечно, это фестивали «Масленица», «Играет песня над Доном», «Нет вольнее Дона Тихого», «Наши предки – казаки», «Казачий круг», «Народов Дона дружная семья», а для жителей станицы (как взрослых, так и маленьких) они и вовсе уже как родные. За яркой красной ширмой из года в год разыгрывают различные шутливые сценки из жизни казаков куклы – Ваня, Дуня и старик-казак.

Как рассказывает основатель народного казачьего театра Андрей Владимирович Куксин, появился этот проект совершенно случайно. Еще в период, когда он вел кружок декоративно-прикладного искусства в школе, вместе с детьми лепил различные фигурки людей и животных из глины. Однажды дети предложили педагогу – а что, если с помощью этих самых игрушек что-нибудь да сыграть? И попробовали. По русским сказкам детки разыграли настольный кукольный театр. А вот потом он перерос в театр с перчаточными куклами, и первое его название было «Петрушка», что отсылало к знаменитому герою русского балаганного театра. Тогда спектакли ставили по русским народным сказкам («Маша и Медведь», «Заюшкина избушка»).

Спустя время руководитель театра и его актеры решили привнести в театр настоящий донской колорит, чтобы он отражал исторический облик станицы Старочеркасской и ее значимость в развитии донского казачества. Андрей Владимирович вспомнил тогда об уроженце станицы Старочеркасской – родился и жил здесь поэт Никандр Васильевич Чесноков. Он же является автором повести об Ива- не-казаке-донском моряке, который и носил имя Чигуша. Так персонаж донского фольклора, балагур и шутник подарил название казачьему театру в станице Старочеркасской.

Уже с новым названием стали играть и новые спектакли, вдохновленные донским казачьим фольклором. Идеи черпали из книги «Народный театр на Дону», которую однажды подарили А.В. Куксину. Вот некоторые из произведений в этой книге – «Служивый Ваня и жалмерка Дуня», «Старый муж и молодая жена», «Милые любуются», «Сват и сваха», «Барыня и крестьянка», «Атаман и сиденочник». Эти истории иллюстрировали различные детали обыденной жизни казаков. При этом они изображали не только детали быта, но и взаи-моотношения между членами семьи, обычаи и традиции и, конечно, любовь молодого казака и казачки. Все они послужили основой для собственных спектаклей и сценок кукольного театра. В процессе работы навеивали новые идеи, благодаря которым прежние сюжеты адаптировались и дополнялись.

Ваня, Дуня и казак-старик частенько выступают на сцене не одни, а вместе с вокальными коллективами. Один из них – народный хор районного Дома культуры «Факел» «Черкассцы». Пение участников хора и разыгрываемые театральные пьески с куклами дополняют друг друга, благодаря чему все выступление производит еще большее впечатление на зрителей.

Кукольные жители станицы Старочеркасской были созданы много лет назад детьми по эскизам А.В. Куксина. И, несмотря на то, что сделаны они из пенопласта и папье-маше, благодаря той артистичности и живости, которые придают им актеры, назвать Ваню, Дуню и казачка-старичка всего лишь куклами довольно-таки трудно. У каждого из них свои особенные черты и характер, которые по-своему отражают и образ казачьего народа.

Ю.Ю. Рябоконова с куклами – Розой Марковной и казаком. / ФОТО из архива сельского Дома культуры Старочеркасский

Взглянув на них, каждый может увидеть в этих куклах ка- кой-то знакомый образ. Может быть, это герои произведений М.А. Шолохова или других донских авторов, а может и знакомые черты людей со старых фотографий. Тем самым, игривость и незатейливость кукол помогает зрителю не только окунуться в донской фольклор, но и само- му спектаклю придать больше сказочности.

Вот Ваня – балагур, донской казак, Дуня – причудливая героиня с чудным взглядом, а старый казак – напорист и зол обычно, такие уж ему отводят роли.

Каждая кукла, как настоящий актер, отлично справляется со своей задачей, умело перевоплощаясь из спектакля в спектакль.

В прошлом году на районном фестивале национальных культур «В единстве – наша сила» Старочеркасское сельское поселение представило еврейс-кую культуру. Тогда кукольный театр «Чигуша» на некоторое время стал театром «Чигуши Рубеновича», разыграв сценку, посвященную еврейско-казачьей дружбе. Таким образом, участники театра хотели рассказать гостям фестиваля, что здесь на Дону к казачьему единству присоединялись разные народы, в том числе евреи.

Кстати, к этому выступлению театр пополнился еще одной куклой – Розой Марковной. К ее созданию приложили руки тоже дети, создавшие голову для нее, и нынешний руководитель кукольного театра Ю.Ю. Рябоконова, которая работала над костюмом Розы Марковны.

– У каждой куклы есть своя душа. Когда создавала костюм для нашей Розочки Марков- ны, вложила в нее словно и часть себя. Даже когда выступали в «Факеле», всегда держала ее при себе, как ребенка. Они неотъемлемые члены нашего сельского Дома культуры, – с трепетом о куклах рассказывает Юлия Юрьевна.

Еще одно пополнение театра «Чигуша» – это яркая красная ширма, за которой прячутся актеры. Раньше она тоже была самодельная, созданная первым поколением актеров театра.

Теперь в народном казачьем театре четыре куклы – два молодых и два старых персонажа, с которыми можно будет разыграть еще больше ярких и занимательных спектаклей.

На первый взгляд, может показаться, что играть куклами не так уж сложно. В некотором смысле так и есть. Например, для театра были созданы именно перчаточные куклы потому, что детям с ними будет гораздо удобнее работать. Они легкие, податливые. С помощью таких кукол легче и детей обучить игре. Она не такая выразительная, но за счет своей простоты, артистичности актера имеет фактуру. Хотя кукла не может передать мимику, ее жесты ограничены, большая работа в этом ложится как раз на актера. Притом, что лицо куклы остается неподвижным, задача актера, управляющего ею, умело сыграть с помощью интонации и голоса. Важно сделать это таким образом, чтобы зритель смог уловить ту или иную эмоцию персонажа. Например, передать сильное удивление или восхищение, продемонстрировать, как персонаж сердится или ворчит.

Кукольный театр помогает деткам не только познакомиться с донским фольклором и примерить на себе роль казака или казачки, но и справиться ребенку со стрессом, с боязнью сцены. Ведь как бы спрятавшись за ширмой, ребенок чувствует себя более уверенным и свободным. Так ему удается отыграть роль Вани или Дуняшки без стеснения и сильного волнения, привыкнуть к театральной игре и сцене.

Оказавшись рядом с перчаточными куклами, конечно, жаль упустить возможность и самому не попробовать, а каково это играть куклой. Мне удалось примерить на себя роль куклы Вани.

Этот казак показался мне уж больно похожим на героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова. Искорка во взгляде, просматривающаяся, как только надеваешь куклу на руку, и его озорной настрой заставляет тебя поверить, что перед тобой настоящий актер. Еще добавить несколько движений, и он будто идет навстречу Аксинье…

Сегодня народный казачий театр «Чигуша» готовится к новым фестивалям и праздникам, чтобы вновь порадовать незатейливыми сценками маленьких и взрослых зрителей.

Яна НАЗАРКИНА

Ключевые слова: Аксай, Орловский район
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 665