12:39, 19.04.2024

Народные музыкальные инструменты ансамбля «Донцы» создаются руками С.П. Толмачева и его воспитанников

Назвать иначе кабинет в сельском Доме культуры станицы Мишкинской, где проходят занятия образцового ансамбля народных инструментов «Донцы», ансамбля народных инструментов «Мишкинские ложкари» и ансамбля мажореток «Триолле», руководителем которых является Сергей Петрович Толмачев, практически невозможно. При входе в комнату, обставленную множеством различных духовых и струнных инструментов, захватывает дух.

Образцовый ансамбль народных инструментов «Донцы» на Международном фестивале «Хрустальное сердце мира» забрал Гран-при.  / ФОТО из личного архива С.П. Толмачева

Первая мысль – нахожусь, словно в музее, хотя такое обилие музыкальных инструментов не всегда и в музее удастся найти. Следом взгляд падает на фотографии на стенах, на которых широко улыбаются участники ансамблей, приковывает внимание обилие разнообразных музыкальных инструментов. Тут и понимаю, это не музей, а настоящий дом, или даже царство, где в каждом уголке разливается народная музыка. Создателем его по праву можно считать Сергея Петровича Толмачева, который своими руками воссоздал или реставрировал народные инструменты.

Первым делом он знакомит меня с маленькими чудными свистульками – окаринами. Все они разной формы и размера, есть расписные, а есть и те, что воссоздают образ птички. На многих из них уже поставлена «печать» в виде буквы «Д», первой из названия образцового ансамбля. Для полной готовности получившиеся изделия обжигают в муфельной печи. По желанию можно и нанести рисунок, а после можно и поиграть. Для этого на инструменте необходимо зажать дырочки и дуть в специальное острое отверстие, под вибрацией воздуха создается звонкий звук, напоминающий пение птиц. И чем больше объем самого инструмента, тем звук получается глубже и насыщеннее.

С.П. Толмачев с донским рылеем. / ФОТО автора

Стоит приглядеться и можно заметить многообразие духовых инструментов. Как признается Сергей Петрович, некоторые из них он придумал сам. Конечно, по мотивам народных инструментов.

Вот, например, у крестьян был популярен такой инструмент как калюка, или обертоновая флейта. Ее делали крестьяне из сподручного растения – сорняка по пути на поле или с поля. На нем было удобно играть одной рукой, так как вторая всегда была занята рабочим инструментом, косой. Так, калюка выглядела как цилиндр с отверстиями с двух сторон: верхняя – для вдува воздуха, нижняя – для выдува, где и регулировался воспроизводимый тон. Еще Сергей Петрович создал инструмент по мотивам владимирского рожка. Так как на Дону такого не имели, то свое изобретение он назвал «мишкинский рожок».

Тут же внимание переключается на следующий инструмент – жалейку, по названию которой уже можно предугадать, какой она производит печальный, но пронзительный звук. Жалейка – это пастушечий инструмент, получивший свое название уже в XVIII веке. Вероятнее всего это связано с поминальным обрядом «жалением», в котором использовался этот инструмент.

– Простой инструмент, но даже для него потребовалось время, чтобы изучить, как он устроен, какие расстояния должны быть между отверстиями. Как и для любого другого музыкального инструмента, – рассказывает Сергей Петрович. – В каждом важны все детали, они должны быть сделаны четко и по правилам. Буквально микрон, и должного звука уже не добиться…

Так, уже несколько лет мой собеседник трудится над созданием брелки, которая по своему звучанию напоминает гобой:
– Изучил сам смысл ее звукоизвлечения, у нее есть тонкости. Для брелки внутренняя трубка делается не ровно, каждое отверстие вырезается все толще и толще, напоминая форму конуса. Звук этого инструмента должен быть ярким и звонким.

Разглядывая чудные формы музыкальных инструментов, внимательно слушая истории о появлении их в народной культуре, конечно, трудно не задаться вопросом, как нашему герою пришла идея взяться за создание музыкальных инструментов?

Балалайки, гусли, трещотки, донской рылей – чего здесь только нет… / ФОТО из личного архива С.П. Толмачева

– Еще в школьные годы я был в ансамбле русских народных инструментов здесь, в Доме культуры станицы Мишкинской. После, уже во взрослом возрасте, появилось желание возродить такой ансамбль, – делится С.П. Толмачев. – Тогда была у нас группа ребят, настоящие сорвиголовы, их отдали под мое крыло, а я им ложки в руки. Так, в 2011 году появились «Донцы», потихоньку все и началось…

Это их можно увидеть на фотографиях, висящих на стене в кабинете. Яркие, красивые, широко улыбающиеся ребята в казачьей одежде держат в руках балалайки, трещотки, контрабас, баян.

Музыкальные инструменты – удовольствие не из дешевых. К тому же, для каждого нужен специальный материал, который поможет создать качественное воспроизведение звука.

– Для любого инструмента необходим особый материал. Например, тыльная сторона может быть сделана и из простого дерева, а вот та самая резонансная дека (прим. ред. лицевая часть корпуса инструмента), которая вибрирует, должна быть из резонансной ели. Это дерево, выращенное в местах с устойчивым климатом, например, в Сибири. Здесь годовые кольца одинаковые, и это позволяет создать чистый, насыщенный звук, – подчеркивает С.П. Толмачев.

Поэтому музыкальные инструменты для своих коллективов Сергей Петрович пытался раздобыть по знакомым, соседям, а те по чердакам и родственникам. Вдруг у кого где запылился старый народный инструмент. И находили! Многие из них, конечно, пребывали в состоянии плачевном.

Большой маршевый барабан. / ФОТО из личного архива С.П. Толмачева

– Вот, например, балалайка- секунда, – Сергей Петрович протягивает мне красивый му-зыкальный инструмент. – Она была полностью разбита, вид имела ужасный, – думаю, а ведь так сразу и не скажешь, – но я ее вычистил, выкроил, заново склеил. Хотя на ней и осталась трещина.

Порой балалайки приходится собирать совсем из кусочков, из частей разных балалаек. В мишкинском царстве есть место самым разным балалайкам. Есть уникальная – работа московского мастера. Она создана из нескольких пород дерева – полисандра и мербау, а вот дека по обычаю, как у всех инструментов, сделана из резонансной ели. Есть еще старая мастеровая балалайка, которая несмотря на свой возраст имеет шикарный звук. Совсем недавно С.П. Толмачеву передали еще одну балалайку. Пока она выглядит уставшей, но впереди ее тоже ждет реставрация.

Глядя на каждую из балалаек, задаешься вопросом – сколько же ей лет, какую интересную историю она прожила… Непременно у каждой из них история особенная, а сегодня она пишется в стенах мишкинского Дома культуры, на ней учатся играть дети, благодаря чему ближе знакомятся с культурой славян.

Ведь как говорит С.П. Толмачев, каждый участник ансамбля может рассказать о музыкальных инструментах, на которых они играют. Тут важно все – и их история, и материал, из которого они созданы, и устройство самой игры на инструменте. А как же без одного почувствовать и понять другое?

Все инструменты Сергей Петрович создает специально для ансамбля, чтобы и больше узнать об инструменте и разнообразить репертуар ансамбля. Так, одним из первых для ансамбля он сделал именно гусли.

– Кажется, что гусли – это простой инструмент, – начинает рассказывать о нем С.П. Толмачев. – Если покопаться, то можно обнаружить, что и балалайка – это гусли. Ведь раньше любой струнный инструмент назывался гуслями. А все потому, что в древности тетиву лука называли «гусла». При стрельбе из лука натянутая тетива издавала звук. И вот чем меньше лук, тем тоньше звук, и наоборот, чем длиннее лук, тем звук получался более низким. А если их еще и поставить по размерности, то и получаются те самые гусли.

Вот уже год наш герой работает над еще одними гуслями, дека которых изготовлена из части немецкого рояля. Сергей Петрович заметил, как люди хотели выбросить «шредеров-ский» рояль XIX века, но упустить такой материал из рук было нельзя, поэтому ему быстро нашлось применение. Инструмент осталось зашлифовать и покрасить, поставить колки и натянуть струны.

Рядом с гуслями можно заметить и еще один инструмент, популярный у славян – гудок. Он выделяется своей росписью и формой. На нем выгравировано название ансамбля «Донцы», а в верхней части виднеется красивый, лакированный конык. По форме он напоминает балалайку. Несмотря на то, что в России гудок был преимущественно овальным, С.П. Толмачев нашел упоминание и о другой форме инструмента.

В Донском крае также был свой музыкальный инструмент – донской рылей, на котором играли казаки, и его тоже Сергей Петрович воссоздал самостоятельно. Для этого, правда, пришлось еще найти изображения с таким инструментом. Отыскать удалось в Новочеркасском музее истории Донского казачества, да и то только гравюру, на которой изображен казак, играющий на донском рылее. Перефотографировав гравюру, ему удалось создать свой донской рылей, с которым «Донцы» часто выступают на различных фестивалях и конкурсах. Сам инструмент напоминает шарманку, где струны соприкасаются с колесом, которое вращается с помощью рукоятки. Звук этого инструмента монотонный и напоминает волынку.

В мае 2023 года «Донцы» встретились с народным артистом России Александром Розенбаумом.
/ ФОТО из личного архива С.П. Толмачева

Еще одно струнное изделие Сергея Петровича – это донциола. Уж очень ему хотелось создать такой инструмент, который собрал бы в себе и струнные, и смычковые инструменты. Так и получилось, с виду напоминающий гусли, а стоит приставить смычок, и на скрипку, появился уникальный музыкальный инструмент. Над его названием ду-мали все – и дети, и взрослые. Чего уж они не придумали! А все-таки остановились на донциоле, которая вбирает в себя два названия – ансамбля и прародителя всех смычковых инструментов – виолы.

Посреди комнаты невозможно не заметить еще один музыкальный инструмент – барабан, или как его правильнее называть – тулумбас. Вообще это большой боевой казачий барабан, который помогал в управлении сражением. Бой в барабан мог означать некие коды в построении войск. Один бой – конница пошла, другой бой – пошел фланг слева, центральный и так далее. Стоило врагу услышать казачий барабан, тот бросал все и убегал. Если начал играть тулумбас, то это значит, что казаки идут, и назад пути не будет.

Вот неподалеку от балалаек еще лежит интересный инструмент. Это рубель, который похож на тот, чем раньше женщины отбивали белье во время стирки. Его тоже можно использовать для создания музыки. А есть еще его маленькая версия, похожая на скалку. Стоит провести ложками по нему, можно расслышать голоса лягушек.

Порой и сама природа подсказывает идеи для создания музыкальных инструментов. Они буквально растут в огороде… Тому пример кубышка, в которой раньше хранили воду. Кубышка сохранилась у Сергея Петровича еще от бабушки. Но на одном из конкурсов она случайно разбилась, оставшиеся семена прижились и дали новые плоды. В руках руководителя ансамбля народных инструментов это растение приобрело для себя новый облик. Наполнившись горохом или семенами, кубышка стала прообразом маракасов.

Такое обилие духовых, струнных и даже ударных инструментов мне даже трудно представить, где можно было бы повстречать. Сергей Петрович отказывается называть себя мастером, зная работы народных умельцев, работающих по узкому профилю. Но увидев, как много он делает своими руками вместе с детьми, как не сказать, что перед нами такой же мастер, воссоздающий народную культуру в стенах Мишкинского ДК? Каждая работа вдохновлена жаждой знаний истории создания того или иного инструмента, желанием не просто его воссоздать, а увлечь народной культурой и ребенка, познакомить его с этим интересным миром музыкальных инструментов.

«Донцы» демонстрируют свое мастерство игры на музыкальных инструментах. / ФОТО из личного архива С.П. Толмачева

Конечно, стоит отметить, что ни сам С.П. Толмачев, ни дети не имеют музыкального образования – плоды их творчества появились благодаря собственному энтузиазму. Сергей Петрович вместе с детьми узнает новое о музыкальных инструментах. Пока он обучает их играть на балалайке, сам учится игре на баяне.

Дети задействованы на каждом этапе создания инструмента, а потом и самой песни. Для начала они изучают историю инструмента, из каких материалов он состоит, какова его структура. Потом вместе с руководителем создают свой инструмент. Еще многие инструменты ребята и сами расписывают. Их руководитель любит устраивать между ними конкурсы на лучшие эскизы. Чей рисунок окажется лучше, тот расписывает, например, балалайку.

Также Сергей Петрович учит их некоторым музыкальным основам, по возможности вместе расписывают партитуру, чтобы дети приобщались к музыке и развивали свой слух. Так и получается, что все дети включены в каждый процесс – как создания инструмента, так и конкретной мелодии или песни. Учатся ребята, не переставая. Здесь, в Доме культуры, и дома тоже. Руководитель ансамбля с удовольствием разрешает детям время от времени забирать инструменты домой.

Некоторые ребята начинают увлекаться музыкой уже более серьезно. С.П. удается вдохновить ребят продолжать учиться в профильных учреждениях. Поэтому параллельно с участием в ансамбле они еще учатся в музыкальных школах, играют в школьных ансамблях…

– Я не ставлю целей, чтобы дети стали великими музыкантами, самое главное – это проникнуться самой сценой, испытать тот самый мандраж перед выступлением, душой народного творчества, игрой на музыкальных инструментах, – говорит мой собеседник.

Ансамбль мажореток «Триолле». / ФОТО из личного архива С.П. Толмачева

Образцовый ансамбль народных инструментов «Донцы» существует вот уже 13 лет, через него прошло три поколения детей. Уже повзрослев, участники по-прежнему помнят игру на балалайке, возвращаются сюда, чтобы снова собраться вместе. Сегодня юные участники ансамбля продолжают нести славу образцового ансамбля народных инструментов и народной культуры. Основной репертуар ансамбля – это донские песни, юные музыканты исполняют около тридцати произведений. «Мишкинские ложкари» – ансамбль-спутник «Донцов» тоже не уступает старшим, путешествуя с выступлениями на конкурсы не только по России.

За эти годы ансамбли приняли участие в различных конкурсах и фестивалях различных уровней. Кубки, дипломы стоят в кабинете повсюду. Районный фестиваль казачьей культуры «Дон православный», районный фестиваль детского творчества «Восходящая звезда Аксайского района», фестиваль православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений России «София», межрегиональный фестиваль-конкурс казачьей культуры «Крымский тулумбас», фестиваль-конкурс Союзного государства «Творчество юных», приуроченный к празднованию Дня Единения народов России и Беларуси, Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», Международный конкурс «Хрустальное сердце мира» – это лишь небольшой список конкурсов и фестивалей, в которых ансамбли приняли участие. Ребята побывали со своим руководителем в разных городах России и за рубежом, а в 2018 году в период Чемпионата мира по футболу приняли активное участие в культурной программе мундиаля.

Более того внутри самих коллективов руководителю и детям удалось создать теплую атмосферу. Вместе они не только ездят на конкурсы и фестивали, но и отдыхают, посещают музеи и храмы, ездят в путешествия. Они успешно сочетают и учебные будни, и отдых, продолжая погружаться в народную куль-туру – с задором и интересом.

Слушая Сергея Петровича, невозможно не вдохновиться и не взять в руки балалайку, окарину или любой другой народный музыкальный инструмент. Его увлеченные рассказы о детях, о проделанной работе, об истории музыкальных инструментов впечатляют и не могут оставить равнодушным. От того становится понятно, почему дети даже спустя годы не расстаются с этим царством музыкальных инструментов.

– Наверное, вы благодаря своей работе и вдохновляете детей на желание творить? – спрашиваю у Сергея Петровича.

– Это они меня вдохновляют, – отвечает мой собеседник.

Каждому бы такого вдохновителя…

Больше фотографий смотрите в разделе «Фотогалерея».

Яна НАЗАРКИНА

просмотров: 1097