11:24, 09.11.2024

Хочу халву ем, хочу – пряники: какие советские фильмы сняты по книгам

Хочу халву ем, хочу – пряники: какие советские фильмы сняты по книгам

Шедевры советского кинематографа – «Девчата», «Ирония судьбы, «Иван Васильевич меняет профессию», «Чародеи»… Да все и не перечесть! Кажется, эти фильмы – удачная задумка режиссера… Но на самом деле, не все. Многие из полюбившихся нам фильмов сняты по книгам. Причем, лично я, любя всем сердцем советские фильмы, даже и не знала об этом. Давайте разбираться.

Книги советских авторов. / ФОТО фотобанка freepik.com

Первый фильм – всеми любимые «Девчата». В нем рассказывается история Тоси Кислицыной, молодой девушки, которая приезжает работать на лесозаготовительный участок в маленький сибирский поселок. Там она знакомится с разными людьми, среди которых есть и местный передовик производства Илья Ковригин.

Тося быстро становится душой компании и заводит дружбу с соседками и местными жителями. Она проявляет смекалку и находчивость в разных ситуациях, а также демонстрирует свои кулинарные навыки.

Между Тосей и Ильей возникают чувства, но их отношения не всегда складываются гладко. Илья – серьезный и ответственный человек, который стремится к стабильности и порядку, а Тося – веселая и непосредственная девушка, которая любит приключения и эксперименты.

В процессе развития сюжета герои сталкиваются с различными испытаниями и трудностями, которые помогают им лучше понять друг друга и свои чувства. В конце фильма Тося и Илья преодолевают все препятствия и обретают счастье вместе.

Зрительская любовь принесла фильму «Девчата» множество наград на различных кинофестивалях, включая Каннский. Актрисе Надежде Румянцевой была присуждена премия за лучшую женскую роль. Однако фильм не появился бы без книги. Одноименная повесть стала главным произведением жизни Бориса Бедного. Большую часть своей карьеры он посвятил обучению литературному мастерству будущих драматургов и писателей, среди которых был и советский писатель Чингиз Айтматов.

Повесть «Девчата» Бориса Бедного была опубликована в 1961 году, а фильм Юрия Чулюкина вышел на экраны в 1962 году. В книге более подробно описывается жизнь героев и их взаимоотношения, в то время как фильм представляет собой адаптированную версию для кинозрителей.

В фильме сюжет немного изменен. Например, в фильме Тося и Илья знакомятся в столовой, а не на работе. Также в фильме добавлены новые персонажи и сцены, чтобы сделать историю более интересной для зрителей.

Таким образом, повесть и фильм имеют некоторые различия в сюжете, персонажах и финале истории. Повесть предоставляет более глубокое и подробное описание жизни героев, в то время как фильм адаптирован для широкой ауди- тории и предлагает более легкую и романтичную версию истории.

Следующий фильм – «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Леонида Гайдая. Сюжет его основан на пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
В отличие от пьесы, в фильме действие происходит в 1970-х годах, а сюжет сосредоточен на приключениях героев в прошлом и их попытках вернуться обратно в свое вре- мя. Фильм стал популярным и любимым многими зрителями, благодаря своему юмору, актерской игре и музыкальному сопровождению.

Пьеса же «Иван Васильевич» Михаила Булгакова была написана в 1934–1936 годах. Она рассказывает о путешествии во времени, когда московский управдом Бунша и жулик Жорж Милославский перемещаются в XVI век, а царь Иван Грозный попадает в XX столетие. Сюжет основан на идее рокировки во времени и создании множества комических ситуаций, связанных с героями, оказавшимися в «чужих» эпохах и живущими по законам своего времени.

«А зори здесь тихие» – двухсерийный художественный фильм, который был снят в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким, бывшим фронтовиком, потерявшим на войне ногу. Он остался жив благодаря медсестре, вынесшей его раненым с поля боя. Поэтому тема женщин на войне была ему очень близка. Не удивительно, что среди других его кинематографических работ появился фильм «А зори здесь тихие», снятый по мотивам повести Бориса Васильева, который попал в десятку самых посещаемых фильмов за всю историю советского кинопроката.

В фильме Станислава Ростоцкого и в одноименной книге Бориса Васильева сходства и различия касаются персонажей, сцен и восприятия трагических моментов. В фильме и книге главными героями являются старшина Федот Евграфыч и его подопечные девушки-зенитчицы. В фильме акцент делается на образе старшины Васкова, которого блестяще сыграл Вячеслав Тихонов. В книге же более подробно раскрывается внутренний мир героев.

Сходства и различия также проявляются в отдельных сценах и моментах. Например, в сцене в бане, которая в фильме кажется более откровенной, и в эпизоде с лесорубами, где в книге отряд Васкова описан детально, а в фильме этот момент теряет свою динамику.

Кроме того, в книге и фильме различаются трактовки некоторых трагических моментов, таких как смерть Лизы Бричкиной, Сони Гурвич и других девушек. В книге эти смерти представлены как трагические, но не самые страшные потери, в то время как в фильме они показаны более жестоко и мучительно.

Книги советских авторов. / ФОТО фотобанка freepik.com

Мало кто знает, но легендарный фильм «Москва слезам не верит» тоже снят по одноименному роману Валентина Черных. И он во многом отличается от экранизации.
Главная героиня фильма Катя самостоятельно достигает успеха в карьере, но испытывает трудности в личной жизни. После встречи с Гогой ее жизнь кардинально меняется, и она находит настоящую любовь.

В книге характер Кати раскрывается по-другому. По сюжету она начинает обманывать окружающих, представляясь дочерью академика, еще до того, как переезжает в роскошные апартаменты своего родственника. Никто не подталкивает ее к этому.

В отличие от фильма, в романе подробно описывается процесс карьерного роста Кати. Если в фильме кажется, что ее путь тернист и полон преград, то в романе этого впечатления не возникает. Кате помогают все: профсоюз, начальник фабрики, пожилая мать и даже ее родственник-академик! Безусловно, Катя сама упорная и целеустремленная девушка. Ее продвижение по службе заслужено.

Во взаимоотношениях Кати и Гоги в романе нет значительных отличий от фильма. Гога в романе такой же, как и в фильме. Главные герои остаются вместе. Единственное отличие заключается в том, что Катя не обманывает Гогу о своем социальном статусе. Она рассказывает ему о том, что является директором комбината и депутатом, на пикнике. Но мужчина не воспринимает ее слова всерьез, полагая, что она просто шутит. Таким образом, поведение Гоги в романе выглядит еще более глупым и бессмысленным.

Обратим внимание на еще одну героиню книги и фильма – Людмилу. В фильме она показана как женщина, стремящаяся удачно выйти замуж за состоятельного мужчину. В начале картины она встречает хоккеиста Гурина, и их отношения развиваются стремительно. Однако со временем слава влияет на Гурина, и он начинает злоупотреблять алкоголем, что приводит к разрушению их брака. В конце фильма Людмила остается одна, без успешной карьеры, детей и мужа, но не сдается и продолжает искать свое счастье.

В книге события разворачиваются совсем иначе. Главная цель Люды – удачное замужество – становится еще более важной, однако ее история оказывается более глубокой и счастливой. Брак с Гуриным не меняет ее, и она продолжает искать новые возможности. Еще в молодости она знакомится с женатым сотрудником КГБ, который значительно старше ее. Несмотря на то, что он не собирается оставлять свою семью, их связь длится двадцать лет. Мужчина дарит ей подарки, дает ценные советы, учит жизни и помогает решать проблемы не только Люды, но и ее друзей.

Также он помогает ей построить карьеру, обнаруживая в ней талант, находить предметы искусства для коллекционеров. Благодаря этому героиня достигает больших успехов в своей профессии. Ближе к концу книги ее любовник становится вдовцом, и для Люды открывается новая возможность. Автор даже намекает на их скорую свадьбу и счастливый конец для героини.

Много фильмов снято по книгам. Например, «Человек-амфибия» (1961), «Три толстяка» (1966), «Васса» (1983), «Дама с собачкой» (1960), «Жестокий романс» (1984) и многие другие. И теперь читая эти книги, вы сможете глубже погрузиться в историю и авторскую задумку, самому представить героев и события, самостоятельно интерпретировать сюжет. А потом уже можно и фильмы посмотреть или пересмотреть…

Кадры из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию»

и «А зори здесь тихие». / ФОТО фотобанка freepik.com

Мария МАТЕКИНА

Ключевые слова: Аксай, Новости кино
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 423