Кто не знает Золушку, юную девушку, которой помыкают мачеха с дочками. Золушку, которая благодаря Фее оказывается на балу и встречается с принцем. Золушку, которая потеряла туфельку и нашла любовь. Эту сказку в версии драматурга-классика Евгения Шварца в Томском ТЮЗе ставит режиссер Иван Орлов.
Режиссер по пластике: Наталья Шурганова
Художник: Никита Афанасьев.
Автор, Помощник режиссера: Евгений Шварц, братья Гримм, Шарль Перро, Алина Декарт
Художник по свету: Денис Долгих
Продолжительность: 60 минут
Театр-постановщик: Томский ТЮЗ
Актеры: Владимир Хворонов, Иван Абрамов, Дарья Авдюшина, Роман Колбин, Екатерина Костина, Дмитрий Гребенщиков, Наталья Гитлиц, Валерия Бородкина, Александра Ухман, Владимир Бутаков
Режиссёр, Музыкальное оформление: Иван Орлов, Рудольф Керганд
Премьера спектакля - накануне Нового года, в то время, когда все особенно ждут волшебства.
— Я хотел поставить пьесу-праздник, обещающую, что чудо возможно. И сложно найти текст, более подходящий к чувству тотальной радости в контексте очень непростого времени, чем «Золушка», — считает Иван Орлов. – Она написана Шварцем сразу после Великой Отечественной войны и пронизана абсолютной верой в то, что дальше будет лучше. Заряд счастья, который есть в этом тексте, стал ключевым моментом при выборе материала. Также пьеса прекрасно вписывается в наш «сезон русской классики» — Шварц, безусловно, уже стал классиком. Его пьеса, с одной стороны, серьезная история о надежде, о вере в чудо, а с другой – наполнена невероятно современным юмором. Поражаюсь его мышлению, оно близко к постмодернизму, не зря он дружил с обэриутами, авторами абсурдистских текстов. Очень верные интонации для творчества Шварца были найдены Марком Захаровым в «Обыкновенном чуде». Какой должна быть сегодняшняя «Золушка»? Мы уже обладаем во многом постмодернистским сознанием, понимаем, что фэнтези — это огромное направление в искусстве. Хотелось создать в спектакле фантастический мир, связанный с сегодня, с пониманием того, почему они так празднуют, так хотят чуда и счастья.
Для «Золушки» Иван Орлов и художник спектакля Никита Афанасьев выбрали вневременное пространство, минималистичное и графичное, красно-бело-черные. Замок короля в сказке превратился в подобие гигантского часового механизма. Шестеренки, которые появляются на сцене, напоминают о таком стиле, как стимпанк. Он близок к фэнтези, а также позволяет обыграть очень важную для «Золушки» тему времени. Как мы помним, она должна успеть уехать с бала до полуночи. Еще же такой образ дает оптимистичную надежду – у каждого в жизни будет свой шанс, момент, когда мечты сбудутся и придет его время.
— Я всерьез верю, что время, когда сбывается задуманное, приходит. Возможно, не именно так, как мы ожидаем. Но шанс у каждого в жизни есть, — признается Иван Орлов. — Вопрос в том, готов ли ты к этому шансу в тот момент, когда он приходит. Для меня чудо, случившееся с Золушкой, в том, что она встретила любовь, человека, с которым хочет прожить жизнь, в тот момент, когда она была к этому готова. К примеру, с ее сестрами, дочками Мачехи, такое бы не произошло – они живут в парадигме денег, власти и страстей, а не любви.
Большое внимание в спектакле достанется сцене бала. Король позовет на этот праздник своих друзей. В томском спектакле на вечеринке во дворце будет много знакомых ребенку сказочных персонажей из историй разных эпох, таких, как Буратино, Красная Шапочка и другие.
Музыкальное решение спектакля разнообразно – это музыка нынешних 25-летних, инди-рок. Такой, по мнению режиссера, должна быть музыка сегодняшних Золушки и Принца.
Намеком на давнюю историю сказки, дворцовую атмосферу прозвучат барочные мелодии. Клоунская музыка подчеркнет характер короля – он умеет веселиться, устраивать вечеринки – бал занимает большую часть истории.
Пластическое решение для «Золушки» сочиняет Наталья Шурганова, режиссер и балетмейстер, с которым Иван Орлов творит вместе много лет. В фэнтези-пространстве сказки люди существуют, двигаются особенным образом. А прекрасное чувство юмора поможет Наталье создать танцы, передающие атмосферу бала – где барочные танцы будут сочетаться с мелодиями 80-х годов и с современными композициями.
Конечно, в сказке будет много волшебства, удивительных превращений, которыми известна «Золушка». Так удастся создать ощущение чуда и того, что оно сегодня возможно.