Выставка приурочена к 60-летию со времени своего основания музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова. Она включает более 80 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами XVIII- начала XX веков. Их объединяют высочайшие художественные достоинства, поистине это сокровища русского искусства.
Среди них есть работы практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В.Тропинин «Женский портрет», А.Саврасов «Распутица», К.Маковский «Портрет неизвестной в черном платье», И.Шишкин «Осенний лес»). В то же время, выставка дарит возможность встречи с шедеврами, по которым зритель успел соскучиться.
После долгого перерыва в экспозицию возвращаются коллекция редких портретов XVIII в., произведения гениальных русских пейзажистов Ф.Алексеева и М.Лебедева, поражающие роскошью неповторимых приемов живописные работы творцов Серебряного века: В.Серова и Ф.Малявина, Б. Кустодиева и М.Ларионова, К.Коровина и А.Савинова. Зритель увидит скульптуру «Сеятель» Ивана Шадра, ставшую символом целой эпохи. Изящным дополнением экспозиции является коллекция русского фарфора.
Выставка порадует всех ценителей качественной живописи и тех, кто только начинает узнавать главные имена русского искусства.
Зрителю предоставляется возможность встретиться с работами К.П.Брюллова, К.А.Коровина, И.К.Айвазовского, К.Е.Маковского, с которых начиналось в 1960 г. формирование коллекции музея. Украшением собрания стал щедрый дар Н.А.Арнинг-Зайцевой, вдовы известного московского коллекционера К.Ф.Арнинга, передавшей музею в 1980 г. 38 произведений. Среди них были подлинные шедевры, работы В.А.Серова, И.И.Шишкина, М.Ф.Ларионова, которые зритель также может увидеть на выставке. Фонды музея пополнялись за счет приобретений у наследников художников и у частных коллекционеров (А.К.Саврасов, «Распутица», Ф.Малявин «Портрет девушки»).
Выставка дает возможность проследовать путями развития русского искусства во всем богатстве его жанрового разнообразия - от XVIII до 20-х годов ХХ века. Русское искусство XVIII века, стремительно обретающее профессиональную зрелость, представлено галереей портретных образов, отражающих пафос и напряжение освоения новых для России форм европейского искусства. Разнообразие типов портрета (камерный, полупарадный, парадный, мифологизированный) свидетельствует о горячем интересе к человеческой личности, ведь не случайно XVIII век называют «веком портрета». Произведения иностранных художников (П.Ротари, Я.Гроота) и их учеников («Портрет Е.С.Куракиной) соседствуют с портретом, близким к парсуне («Портрет морского офицера»), что демонстрирует многоукладность, полифонию, свойственную русскому искусству. Представление об искусстве второй половины века, эпохи Просвещения, о формирующейся Академии художеств дают портретный бюст М.В.Ломоносова, выполненный Ф.И.Шубиным и «Морской пейзаж» родоначальника русского пейзажа Ф.Алексеева.